Кто теперь будет сообщать Смольному о настроениях в Петербурге?
Смольный поменял социологов, которые будут информировать его о настроениях горожан. Формально речь идет о том, что теперь социологию для нужд города, которую прежде заказывали Комитет по печати и другие органы власти, будет заказывать Комитет по информатизации. По сути же, вероятно, поменяются все подрядчики. Исходя из имеющегося опыта можно предположить, что со следующего года вся городская социология достанется фирме, занимающейся организацией call-центров. С одной стороны – не социология и была. С другой – это немного смешно.
До последнего времени вопросы исследования общественного мнения в целом относились к компетенции Комитета по печати. Ежегодно он проводил конкурс, разбитый на несколько лотов: оценка горожанами деятельности правительства, оценка ими эффективности мер по борьбе с коррупцией, эффективности наружной рекламы, отношение к прессе и т.д. Плюс разные комитеты могли заказывать социологию по своему профилю: Комитет по науке – о системе высшего образования, по молодежи – про молодежь и экстремизм. Деньги на социологию были даже у районных администраций, хотя сложно сказать, как они ими распоряжались.
Проблема в том, что и в системе госзаказа, и в бюджете расходы на социологические исследования совсем не обязательно фигурируют как затраты на социологию или изучение общественного мнения. Это может выглядеть как финансирование какого-нибудь учреждения, например. Или, как в случае с Комитетом по молодежной политике, создание Ресурсного центра. Кроме того, комитеты могут заказывать исследования общественного мнения через подконтрольные им ГУПы. Поэтому оценить, кто и сколько тратит на социологию в Смольном, со стороны невозможно.
Источники «Города 812» утверждают, что именно этот аргумент – необходимость централизации всей социологии в одном месте – и привел к нынешним переменам. Только централизовали ее не в Комитете по печати, а в Комитете по информатизации и связи. Забрать себе социологию, как говорят, хотел еще прошлый глава этого комитета Иван Громов, но в конце прошлого года он ушел руководить Петроградским районом, и все временно затихло. В феврале нынешнего года решение все-таки было принято. Считается, что его лоббировал вице-губернатор Александр Говорунов, которому подчиняются оба заинтересованных комитета – и по печати, и по связи. Рассказывают, что Комитет по печати немного посопротивлялся, однако его сопротивление было подавлено. Его глава Сергей Серезлеев не стал отвечать «Городу 812», доволен ли он таким перераспределением полномочий, сказав, что будет «исполнять принятое решение». «Речь идет об оптимизации и экономии бюджетных средств. Социологией занимались не только мы, многие комитеты. Теперь все передают в одни руки», – сказал Серезлеев.
Вопрос об ответственных за социологию имеет не столько экономическое, сколько политическое значение. С точки зрения контроля над бюджетными потоками это не те суммы, за которые стоит бодаться. Здесь важно, кто именно будет сообщать руководству города о том, чем горожане довольны, а чем – не очень.
В августе было принято постановление городского правительства, определяющее новый порядок действий органов власти «по проведению мониторинга общественного мнения». Теперь все комитеты, которых интересует мнение горожан по подведомственным им вопросам, должны подавать свои заявки в Комитет по информатизации и связи. Причем не позднее чем до 10 мая года, предшествующего году проведения самого мониторинга. Комитет решает, чья заявка обоснована, а чья нет, составляет план, который еще должен утвердить профильный вице-губернатор (сейчас это Александр Говорунов).
Мониторинги общественного мнения по вопросам, включенным в план, осуществляются с помощью «Интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов власти Санкт-Петербурга». Оператор этой системы – подведомственный Комитету по информатизации ГУП «Информационно-аналитический центр».
Правда, в проекте бюджета на 2018 год Администрация губернатора и Комитет по межнациональным отношениям получили собственное финансирование на социологию (3,9 и 1,6 миллионов соответственно). На функционирование «Интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения» город потратит 187 миллионов рублей. Справедливости ради следует сказать, что эта система будет заниматься не только социологией.
Что изменится с практической точки зрения, кроме повышения расходования бумаги и порошка в комитетских принтерах? Это легко спрогнозировать, изучив сайт госзакупок.
Так, на общую социологию Комитет по печати тратил в разные годы от 2 до 3 миллионов. Проводил открытые конкурсы. В 2015 году все лоты, включая главный – на ежемесячные телефонные опросы горожан об их отношении к деятельности правительства, – выиграл СПбГУ. В следующем году – зарегистрированная в городе Иваново компания «Имидж-фактор». В нынешнем выясняет отношение горожан к городскому правительству «Имидж-фактор» реже, но за те же деньги: с ним заключен контракт на проведение 6 телефонных опросов на сумму 1,2 миллиона рублей. Правда, остальные лоты достались не ему. Частное образовательное учреждение «Университет управления и экономики» проводит 3 фокус-группы за 110 тысяч рублей, а СПбГУ за 760 тысяч обзванивает жителей районов – не менее 301 жителей в каждом из 18 районов.
Надо сказать, что победа ивановского «Имидж-фактора» вызвала возмущение у ряда их петербургских коллег. Так, старший научный сотрудник Социологического института РАН Татьяна Протасенко – один из самых известных в Петербурге социологов – заявила «Городу 812», что такие предложения являются демпингом и качественный опрос, тем более из другого города, так провести нельзя. Впрочем, Сергей Серезлеев сказал, что его комитет полностью удовлетворен работой этого подрядчика.
ГУП «Информационно-аналитический центр», который теперь будет проводить мониторинг общественного мнения для нужд всех комитетов, за последние 2 года заказывал 3 социологических исследования. Одним лотом 5 фокус-групп за 300 тысяч рублей, и 2 телефонных опроса за 500 тысяч рублей каждый.
Все эти заказы ГУП осуществил путем закупки у единственного источника, то есть без конкурса. Победителем во всех трех случаях оказалась фирма «Инсерв». Немного странно, конечно, что социологические исследования заказываются у единственного источника. Чуть менее странно, что в итоге они оказываются в несколько раз дороже, чем аналогичные работы, заказанные на открытых конкурсах.
На сайте компании «Инсерв» в рубрике «О нас» говорится: «Мы создаем корпоративные и аутсорсинговые call-центры, внедряем телекоммуникационные технологии в ваш бизнес. Используем брендовое оборудование и открытое программное обеспечение: выбор зависит от задач, стоящих перед вами. Реализовали более 50 проектов в России и за рубежом». В списке наиболее значимых реализованных проектов – диспетчерская служба такси, служба бронирования столиков в ресторанах, call-центр на сайте retailer.ru и т.д.
Очевидно, что компания, создающая call-центры, если и в состоянии делать какие-то опросы, то исключительно телефонные. Такого рода опросы могут делаться только по городским телефонам (необходимо соблюдать выборку по районам, а по номеру мобильного не всегда можно определить даже город). Но городскими телефонами пользуются главным образом пожилые люди, достать же по ним молодежь, которая так сильно всех сейчас волнует, вообще невозможно.
Строго говоря, нет ничего страшного в том, что раньше опросы для Смольного делали более или менее профессиональные социологи, а теперь будет делать компания, организующая call-центры в такси и интернет-магазинах. Потому что нет ни одного примера, когда бы Смольный принимал решения, опираясь на данные соцопросов. Или, по крайней мере, такие факты держатся в глубокой тайне и, по скромности отцов города, никак не афишируются.
Просто забавно, что в год президентских выборов, митингов Навального и прочих потрясений, когда Кремль требует от региональных властей держать руку на пульсе, Смольный идет на такую смелую социологическую реформу.
Антон Мухин