Кто виноват в том, что мосты разводятся сами собой

В Петербурге произошло неожиданное ЧП: Володарский мост начал самопроизвольную разводку в момент, когда по нему ехали автомобили. Вечером 25 августа правое крыло моста пошло вверх и приподнялось на 30–40 сантиметров. В образовавшееся препятствие врезались три автомобиля. Есть пострадавшие. Как такое могло случиться и каких подвохов от мостов ждать?

В приоткрывшийся пролет моста врезались 401-я маршрутка, «Лада Калина» и «Ниссан Кашкай». Маршрутке оторвало колесо и отбросило на ограждение, водителя «Лады» доставили в реанимацию, женщину из «Ниссана» тоже госпитализировали. Накануне мост открылся после планового ремонта.

Заместитель директора СПб ГБУ «Мостотрест» Андрей Кочин заявил в интервью, что мост начал разводиться из-за нештатного срабатывания разводной системы – правда, так и не пояснил, что стало причиной срабатывания. «Фонтанка.ру» выдвинула версию о новом асфальте, который оказался слишком тяжел и изменил динамическую нагрузку на крыло.

«Город 812» обсудил ситуацию с Юрием Лазаревым, профессором кафедры «Дороги, мосты и транспортные тоннели» Санкт-Петербургского политехнического университета. Он, в свою очередь, заявил, что видит причину в слишком легком асфальте, который изменил вес пролетного строения, что «завело» противовес.

«Все мосты такого типа оснащены противовесами. Без них гидравлический привод разводного устройства, во-первых, потреблял бы колоссальное количество энергии, а во-вторых, быстро бы износился. Пролетное строение всегда весит больше, чем противовес. Но накануне ЧП на мосту закончили класть асфальт. Возможно, использовали новую литую асфальтобетонную смесь, которая весила меньше, чем старая. Может быть, еще как-то уменьшили вес, а вес противовеса не скорректировали. Дальше случился какой-то импульс, спровоцированный, например, порывом ветра или перепадом температур с усилением давления на крыло. Крыло пошло вверх.

Конечно, дело не только в противовесе. Сработали три фактора. Гидравлическая система подъема моста имеет обратный эффект и должна блокировать несанкционированный подъем. Видимо, у нее появился люфт: она сработала, но только через 30 см. Изначально на мосту стояла механическая система разведения, но в ходе реконструкции ее заменили. Механическая сейчас осталась только под Дворцовым мостом, где она представляет исторический интерес.

На мостах, где реконструкция проходила совсем недавно – Троицком и Благовещенском, – поставили специальный элемент безопасности – замок. Без ключа, но тоже вполне надежный. Разводка не начнется, пока дежурный механик замок не снимет. Механиков, кстати, обучают лучше, чем учителей и врачей: там такие классные специалисты, что человеческий фактор я отвергаю абсолютно.

Подобные шевеленки на мостах случались и раньше, но не более чем на 5 см, – и тогда сразу же принимались меры. Замки и придумали для спасения от таких нештатных ситуаций – но Володарский реконструировали вроде бы недавно, но до появления замков. Третий фактор – отсутствие этого самого замка – оказался последней каплей».

Есть и экзотические версии, объясняющие случившееся с мостом. По одной из них, развод моста – это действия  хакеров, возможно, военных: они так тренируются на случай борьбы с потенциальным противником.

Следственный комитет пока не возбудил уголовного дела по факту ЧП и проводит проверку. «Мостотрест» также заявил, что на мосту в течение месяца будет работать совместная бригада экспертов по программе, специально составленной для них Университетом путей сообщения. О намерении проверить другие разводные мосты не сообщается.

 

Справка. Нынешний 362-метровый Володарский мост через Неву был сооружен в 1993 году взамен старого, постройки 1936 года. Мост стал металлическим, с одним разводным пролетом и гидравлическим приводом. В 2007 году проводилась модернизация компьютерной системы контроля состояния мостов и местоположения судов.

Нина Астафьева