В Петербурге началась ликвидация кондукторов – в автобусах, трамваях и троллейбусах людей должны заменить валидаторы. Оплатить проезд можно будет с помощью магнитных карт или электронных билетов (их еще только разрабатывают). Online812 решил подсчитать, что выиграет Петербург от увольнения 4 с лишним тысяч кондукторов.
Комплект из пяти валидаторов (один для передней двери – она узкая и с одной ручкой, и по два – для средней и задней дверей) стоит 80 тысяч рублей. Для того чтобы полностью снабдить устройствами 1500 петербургских автобусов, 800 трамваев и 680 троллейбусов, потребуется 240 миллионов рублей. Сейчас приборы закупаются за счет города, а расходы по их текущему обслуживанию лягут на плечи компаний-перевозчиков.
Таким образом, чтобы окупить затраты на валидаторы, понадобится более 12 миллионов поездок. Но – город сэкономит, уволив всех кондукторов.
По данным Комитета по транспорту, в “Горэлектротрансе” сейчас трудятся 2462 кондуктора, в “Пассажиравтотрансе” – 1719. В сумме получается 4181 кондуктор. Каждый получает зарплату – порядка 15 тысяч рублей. Это 62 миллиона рублей в месяц. Т.е. в теории замена кондукторов валидаторами дело эффективное – окупаемость операции всего 4 месяца (не считая расходов на обслуживание техники).
Впрочем, валидаторы окупятся не тогда, когда перевозчики начнут экономить на кондукторах, а лишь после того как пассажиры начнут исправно покупать карточки и считывать с них поездки. Для того чтобы они это делали, в Смольном планируют увеличить сумму штрафа со 100 нынешних рублей до 2500. А еще – придумать универсальную карточку, которой можно будет оплачивать проезд в общественном транспорте и пользование платным Западным скоростным диаметром. Года через два, по замыслу Смольного, ту же карту начнут использовать и для оплаты коммунальных услуг. Для разовой поездки билет, как обещают, можно приобрести за наличные у водителя. Такая же схема будет действовать, если все валидаторы в автобусе сломаются.
Часть кондукторов обещают трудоустроить – переквалифицировать в контролеров, которые будут бороться с безбилетными.
Чтобы понять, не грозит ли городу бунт голодных контролеров, я пошла к ним. Признаков бунта не обнаружила.
В петербургских трамваях-троллейбусах к валидаторской затее относятся спокойно. Во-первых, среди кондукторов высокая текучка, а с теми, кто работает давно, в компаниях считаются и на произвол судьбы, как надеются кондукторы, не бросят. Во-вторых, большинство пассажиров и так не платят кондукторам, а ездят по проездному.
Проверяю: еду в троллейбусе по Невскому. Салон забит. Через каждые 500 метров (2 остановки) кондуктор отправляется в дальний конец раздавать билеты. На Невском случайных пассажиров много. Но и здесь половина пассажиров протягивали кондуктору не деньги, а карточки. Так что денег к концу рейда скапливалось немного.
– Через месяц почти все будут ездить по карточкам, – пояснила кондуктор. – Отпуска кончатся, будут одни и те же пассажиры. Хорошо, что у нас твердая зарплата по числу смен, а не процент.
По словам кондуктора, валидаторы ломаются редко: иногда только студенты пытаются подсунуть старую карточку и заявляют, что она не считывается из-за испорченного валидатора. Или валидатор глючит от того, что в кошельке лежат две проездных карточки.
Сейчас кондукторами работают в основном пенсионеры или приезжие: на работу принимаются люди до 65 лет. Молодые девушки бывают, потом переучиваются на вагоновожатых. Чего не хотят делать опрошенные мной кондукторы – так это “переучиваться” в контролеры. Во-первых, потому что кондукторов набирают на работу в парках и автопредприятиях, а контролеров – непосредственно в “Пассажиравтотрансе” и “Горэлектротрансе”. Это две разные колоды, и вместе их не тасуют. Во-вторых, для работы контролером требуется иной набор качеств. “Горэлектротранс” в разделе “вакансии” предлагает контролерам заработок в 11 тысяч рублей. В то время как кондуктор, если станет работать на две ставки, может заработать 28 тысяч. Или 13, если на одну. И какой смысл идти в контролеры, если был настоящим кондуктором?