Рекрутинговые порталы SuperJob.ru и HeadHunter.ru провели опрос на тему профессий будущего. В опросе HeadHunter респонденты отвечали, какие специальности они выбрали бы для себя, будь у них абсолютно свободный выбор, и каковы их профессиональные планы, а в опросе SuperJob – какие профессии, по их мнению, будут востребованы обществом через 10 лет.
Надежда на креатив
Российские работники и менеджеры после кризиса видят себя в будущем уже не только финансистами и банкирами, пишет slon.ru. Наряду с этими профессиями в список попали и менее денежные, но более творческие: фотограф, актер, переводчик, писатель. Особенно велика доля людей, представляющих себя через 10 лет дизайнерами.
Отчасти это объясняет выборка: в интернете высока доля так называемых людей творческих профессий или тех, кто ощущает себя таковыми. Популярность дизайнеров связана и с влиянием идей Ричарда Флориды о “креативном классе”: экономический подъем городов, мол, зависит от степени их привлекательности для творческих людей и “нестандартных” сообществ.
Если в Штатах книги Флориды уже выходят из моды, то до России он дошел недавно, и его здесь обсуждают всерьез.
Но для многих идея стать дизайнером – скорее символ освобождения от стандартной офисной работы, от рутины и повседневности. Как сказал один респондент, 10 лет для России – целая эпоха, один бог знает, что тут будет. А потому свое будущее он предсказывать не стал.
Вероятно, именно поэтому, отвечая на вопросы вроде “Кем вы видите себя через 10 лет” или “Где бы вы хотели работать через 10 лет”, люди не столько прогнозируют, сколько мечтают.
Американская компания CareerBuilder.com вместе с Disney регулярно изучает “работы мечты”. Это лишь отчасти можно назвать исследованием: по большей части это остроумный пиар Disney. Некоторым из 6 000 участников опроса компания дает прожить один день, работая по профессии своей мечты (с учетом специфики и средств “Диснейленда”, разумеется).
CareerBuilder приходит к выводу, что формируют список желанных профессий точно не деньги. 39% респондентов утверждают, что мечтают о том, чтобы работа увлекала, и лишь для 12% самое важное – это зарплата. Как утверждает Ричард Кастеллини, вице-президент CareerBuilder, профессии, о которых мечтают взрослые – это преломление детских ожиданий под влиянием опыта.
Рациональные люди
Пожалуй, единственное, не связанное с мечтами в российском рейтинге профессий 2020 г. – это престиж госслужбы. При всей тяге респондентов к творческому образу жизни профессия чиновника стоит для них в одном ряду с дизайнерами, фотографами, актерами и танцорами и даже опережает эти занятия.
Директор “Независимого института социальной политики” Татьяна Малева считает это проявлением рациональности россиян: они видят в чиновничьей профессии возможность синекуры, ни к чему, кроме лояльности к вышестоящему, не обязывающей. К тому же в госслужащего можно переквалифицироваться в любой момент. Возможно, респонденты не прочь побыть несколько лет свободным художником, но потом уж взяться за ум и пойти на бюджетное содержание.
При этом у отвечавших есть свое представление о том, какие профессии будут в целом востребованы через 10 лет. И представление довольно приземленное: первые места заняли не “креативные” специальности, а IT-специалисты, инженеры, рабочие, врачи. “Сейчас слишком много гуманитариев, которые не могут производить материальные ценности, а только их потребляют”, – ворчит один из опрошенных.
Конечно, сколько-нибудь точно прогнозировать будущие потребности рынка труда не может ни государство, ни тем более отдельный гражданин. “Все хотели бы знать, какие профессии востребованы и будут востребованы в будущем. У нас этого нет”, – говорит экономист ЦЭФИР Ирина Денисова.
Но, как отмечает Максим Руднев из Института cоциологии РАН, список престижных для общества профессий более или менее стабилен во времени – это юристы, врачи, ученые и т.п. Они и оказались на первых местах в опросе SuperJob о самых востребованных профессиях.
Мода временно заносит в топ-парад “случайных людей”, но в конечном счете в нем остаются примерно те же профессии, которые считались престижными еще лет триста назад. Американский ученый Дональд Трейман, изучив несколько десятков стран, даже вывел так называемую “константу Треймана”: утверждение, что список престижных работ не зависит от страны, а расхождения связаны, скорее, с ошибками социологов.
То есть, мечтая о творчестве, люди потом все равно возвращаются к грубой реальности. Лишь 11% американцев, мечтающих о “креативной” карьере, воплотили мечту в жизнь. И лишь 41% хотя бы рассматривают возможность переквалифицироваться и получить-таки профессию своей мечты (в российском опросе желающих сделать это оказалось около трети). А мечта стать художником или актером просто помогает им справляться с повседневностью – выживать, работать и преуспевать в мире инженеров, юристов и госслужащих.
Мечта как полупроводник
Опросы о профессиях будущего, по мнению социологов, говорят не столько о том, что люди собираются делать, сколько о том, чего они делать не будут. Когда 96% участников опроса отвечают, что через 10 лет не будут работать у нынешнего работодателя, это, по мнению Малевой, может свидетельствовать об их неуверенности, что компания протянет так долго.
Другой причиной может быть общее недовольство своим местом работы. И это не только российская черта: исследования 2007 года показали, что больше чем половине американцев не нравится их работа, а 84% работают не по той профессии, о которой мечтали. Кстати, успешнее всех в США воплотили свою мечту в жизнь полицейские и пожарные: среди них наибольшая доля (35%) тех, кто считает, что добился того, о чем мечтал в карьере.
Социологи говорят, что человеческие планы устроены как полупроводник: решения не делать что-либо реализуются с высокой долей вероятности. “Позитивные” же – даже на уровне уверенности, что через столько-то лет я сделаю это, – корректируются, забываются или откладываются. Это ярко видно не только на карьерных решениях, но и на демографических показателях вроде намерения завести детей.
В 2003 году НИСП проводил опросы, выясняя планы завести детей у более чем 11 000 россиян. В 2007 году тех же людей опросили еще раз, чтобы выяснить, реализовались ли их намерения. Лишь 25% женщин, с уверенностью говоривших, что заведут детей в ближайшие годы, претворили этот план в жизнь. Зато 90% из тех, кто сказал, что детей у них не будет, выполнили это свое обещание.
То есть 49% респондентов, обещающих открыть свой бизнес через 10 лет, вовсе не обязательно так и поступят. Скорее всего, предпринимателями станут в несколько раз меньше людей. Но можно утверждать, что они не останутся на нынешнем месте. Ведь они точно хотят перемен.