Культура отмены наоборот, или Как современный мэйнстрим противоречит сам себе

На днях команда погибшего в 1990-х рэпера Тупака Шакура пустила в продажу именной радужный мерч – о чём вам говорит этот факт? Возможно (скорее – очень вероятно), ни о чём. А зря, ведь это небольшая иллюстрация столкновения двух течений, которые не могут переварить друг друга: общественного контроля за моральным обликом других (cancel culture) и хип-хопа, культуры, на которой зиждется современный музыкальный мэйнстрим. Даже если вам глубоко отвратителен и хип-хоп, и культура отмены, то вам может показаться интересным, как на их пересечении люди вынуждены обманывать сами себя.

Итак, начнём заново. Tupac Shakur Estate (далее – TSE) – это организация, которая занимается наследием, пожалуй, самого знаменитого рэпера в мире Тупака Шакура. Именно они запустили коллекцию в честь месяца прайда с изображением рэпера и надписью «Changes» (название одной из его песен).

  • Мерч

 

Для справки: Тупак Шакур был одним из самых ярких рэп-исполнителей, которые поднимали социально-политические темы – полицейский произвол, расизм, насилие в гетто, даже права женщин. И если отождествлять самого рэпера и его лирического героя (что, конечно, не совсем правильно), то Тупак за свои 25 лет успел высказаться по поводу  очень многих тем, которые волнуют людей и сейчас. Однако были и такие темы, которые Тупак всё же игнорировал или не обсуждал публично. К ним относится и права ЛГБТ, которую TSE попросту приписали рэперу, выставив на продажу футболки и худи с радужным изображением исполнителя в честь месяца прайда. Тупак никогда не высказывался в защиту прав ЛГБТ, а песня «Changes», которую TSE цитируют на футболках,  посвящена борьбе с расизмом и бедностью, а не с гомофобией. Более того, были подозрения в гомофобии Тупака (впрочем, бездоказательные), которые спровоцировали спор об отношении Тупака к ЛГБТ (тоже без внятных аргументов). Другими словами, никто не может утверждать, каково было отношение рэпера к секс-меньшинствам – оно могло быть крайне положительным и резко отрицательным с одинаковой вероятностью.

  • Тупак Шакур

 

Вам может прийти в голову: «Боже мой! Это просто ради наживы и хайпа. Зачем об этом писать?». Спешу заверить, всё не так просто. Во-первых, все деньги, вырученные с мерча, конечно же, пойдут на благотворительность: в правозащитные организации «Институт Марши П. Джонсон» и «True Colors United». То есть, мерч для TSE, скорее, убыточная затея, чем выгодная. Во-вторых, «хайп» для команды Тупака – дело бесполезное, потому что Тупак значит для хип-хопа примерно столько же, сколько Майкл Джексон для поп-музыки. Имя Тупака не нуждается в дополнительном хайпе, оно уже и так культовое и легендарное, его треки слушают в разных углах планеты, а споры о его убийстве до сих пор не дают покоя конспирологам.

Скорее всего, TSE сделали радужный мерч из благих намерений. Первое благое намерение – перечислить деньги правозащитникам (здесь всё понятно), второе благое намерение – переписать память о Тупаке так, чтобы он вписывался в существующий толерантный мэйнстрим. В феминизм, в ЛГБТ-повестку, во всё, что считается правильным. И чему реальный Тупак, конечно, не соответствовал. Например, Тупака не единожды пытались записать в феминизм, ссылаясь на его песни, но тут же вспоминали, что в 1993 году его посадили в тюрьму за изнасилование женщины. Что касается гей-темы, про это у Тупака нет даже строчки.

Нет стихов, нет интервью, нет публичных высказываний… Ну нет и нет – придумаем! Так же будет легче и проще: верить в то, что Тупак был «белым и пушистым», а не изучать его реальные тексты и поступки! Мне кажется, именно так думают люди в TSE. Самое главное, что с этой подменой памяти о Тупаке в нынешних реалиях невозможно спорить. Например, в Твиттере нашлось несколько людей, которые высмеяли мерч TSE и написали, что сам Тупак такого бы не одобрил. Но их явное меньшинство, а их высказывания легко объявить гомофобными. Нелегко возражать, если препоной становится ЛГБТ-флаг.

Тем не менее, не секрет, что рэп – один из самых жестоких, мизогинных и в целом нетолерантных аспектов хип-хоп-культуры. Насилие, оружие, «обладание» женщинами – всё это пропагандирует именно рэп, а не городские граффити, скейтбординг или битбокс. И как бы упорно современные активисты не пытались этому противостоять, всё равно существуют источники, доказывающие, что это именно так: от биографий исполнителей до их стихов. «Подправляя» память о рэперах и создавая эдакую «культуру отмены наоборот», суть самих рэперов вряд ли можно изменить, превалирующие темы остались теми же самыми: насилие, женщины, деньги. И вышло так, что сегодня топы музыкальных чартов возглавляют рэп-композиции, а самыми востребованными исполнителями и инфлюенсерами являются рэперы. И это огорчает людей, которые привыкли не к автотюну и битам. Однако мне есть чем их успокоить: глобальная толерантность уже стремится съесть с потрохами рэп, без которого хип-хоп-культура, конечно, не умрёт, но всё же останется калекой.

Дина Тороева