Основная мысль по итогам Петербургского международного культурного форума – с ним надо что-то делать. Он слишком разросся. Культурный форум в СПб начинался пять лет назад с двухчасовой встречи руководителей консерваторий и сочувствующих им. А превратился в пятисуточный нон-стоп, 400 мероприятий, которые по определению не могут уместиться ни в одной голове. И зачем все этого и столько?
Спора нет, Марии Беляевой, руководителю фольклорного центра из Петропавловска-Камчатского приятно приехать в Петербург, да еще получить 250 тысяч рублей в качестве Премии имени Анатолия Луначарского.
Так же ясно, что музейщикам, киношникам, театральным режиссерам и т.д. полезно пообщаться с коллегами, особенно зарубежными. А еще необходимо заглянуть в глаза начальству.
Плюс надо что-то и простым людям показать – для этого был придуман общественный поток, чтобы послушать мог любой желающий.
Но программа форума не влезла в отведенные ему 16-18 ноября. Конференции «Музеи и революция» и «Искусство и революция. Кураторы и вожди» проходили на день раньше. Другая конференция – «Культура и революция» – начиналась в рабочий день в 10 утра. Надо быть свободным художником, чтобы влиться в такой поток.
Интересные круглые столы о роли большевиков в охране культурного наследия в первые годы советской власти, оказались вне общественного потока. Но даже профессиональные эксперты вынуждены были общаться тезисами, отсылая к названиям документов и датам их принятия. Так было при обсуждении любопытного вопросов, кто лучше охранял наследие – Николай II или Ленин?
Кстати, Жюли Дешеппер, вузовский преподаватель из Парижа (занимается изучением первых декретов большевиков об охране культурного наследия) высказала предположение, зачем таким наследием объявлялись свежие, созданные в 1918-1920 годах монументы революционерам. По мнению Дешеппер, это позволяло внушать массам веру в правильность всех действий большевиков, объявить безусловно верным и вечным коммунистическое будущее. Но обсудить эту интересную мысль на конференции не хватило времени.
О том, чтобы междисциплинарно пообсуждать тему «культура и революция» и другие не было и речи. Наверняка, могли быть полезны разговоры музейщиков и «театралов», киношников и джазменов и т.д., на темы не связанные с 1917 годом. Более насущные, например, как вывести культуру из-под закона о конкурсных закупках.
Возможность переформатирования Культурного форума обсуждалась еще в прошлом году, когда количество событий превысило 200. Но сейчас их стало более 400. Идея состоит в перенесении секций в разные регионы, но под лейблом ПМКФ. Предварительно, оценив, что кому будет интереснее. Скажем, балет обсуждать в Перми. Туризм в Ярославле. Музыку в Новосибирске.
Что-то, наверное, останется и Петербургу.
Вадим Шувалов