ГТК «Россия» попросила власти Петербурга ограничить полеты низкобюджетных перевозчиков в аэропорт Пулково. В ответ чиновники Смольного сказали, что ограничивать действующих дискаунтеров они не будут, но и поддерживать новых тоже не собираются. Таким образом крупные европейские дискаунтеры, такие как Ryanair и Easy Jet, вряд ли смогут начать работу в Петербурге раньше 2015 года – если им вообще удастся когда-либо выйти на наш рынок. Это играет на руку аэропорту финского города Лаппеенранта, который собирается стать базой для международных дискаунтеров.
В начале 2009 года пошли разговоры о том, что компания Finavia, занимающаяся поддержкой и строительством аэропортов Финляндии, готова создать в аэропорту Лаппеенранты базу европейских дискаунтеров.
Лаппеенранта находится к Петербургу ближе, чем к Хельсинки и Тампере, откуда сейчас летают бюджетные авиакомпании. И появление в местном аэропорту дискаунтеров может спровоцировать отток пассажиров из Пулково-2. Если в Лаппеенранту действительно придет Ryanair, летать из финского города будет значительно дешевле, чем из питерского Пулково-2, – даже с учетом затрат на бензин и парковку или трансфер из Петербурга в Лаппеенранту.
Аэропорт Лаппеенранты, о наличии которого не догадывается большинство русских туристов, приезжающих в приграничный финский город за покупками или чтобы проштамповать лишний раз финскую визу, является старейшим в Финляндии (построен в 1918 году). Он находится в черте города и соответствует требованиям большинства европейских бюджетных авиакомпаний. А главные требования всех дискаунтеров – быстрое (не больше 25 минут между рейсами) и недорогое обслуживание.
Здание аэропорта Лаппеенранты – это типичное финское строение. Внутри – стойка регистрации, зал ожидания, багажная лента. Работают здесь стремительно. Регистрируют и возвращают багаж почти мгновенно. Никакие автобусы с пассажирами по полю не ездят – до самолета все добираются самостоятельно.
На данный момент из аэропорта Лаппеенранты летает всего одна авиакомпания. FlyLappeenranta совершает свои рейсы в Хельсинки и обратно по будням, трижды в день. Билет в один конец стоит 100 евро. Ходили слухи о том, что перевозчик намеревался организовать рейсы и в Петербург – с учетом приграничных очередей такие рейсы могли бы быть востребованными. Однако благодаря политике Пулково в сфере пассажирских авиаперевозок, рейс из Питера в Лаппеенранту так и остался на уровне слухов.
Тем не менее, по словам директора аэропорта Петери Лехти, у петербуржцев уже сейчас есть возможность воспользоваться приграничным аэропортом не только для того, чтобы слетать в Хельсинки. Каждую осень и весну из аэропорта Лаппеенранты в Таиланд, Грецию, Турцию и другие теплые страны летают чартерные рейсы – порядка 20 – 30 ежегодно.
Это уже не маленькие “джетстримы”, принадлежащие FlyLappeenranta, а боинги и эйрбасы, вмещающие до 200 пассажиров. Путевки на юг приобретаются в туристическом агентстве Лаппеенранты, и стоят они дешевле, чем в питерских турфирмах. Первый чартерный рейс этой осени запланирован на 12 октября.
Вопрос появления в Лаппеенранте бюджетных перевозчиков сейчас активно обсуждается. В Finavia нам заявили, что пока не могут разглашать детали переговоров, так что никто не знает, какой именно европейский дискаунтер появится в старейшем аэропорту Финляндии. Но есть все основания думать, что это будет именно Ryanair.
У этой ирландской авиакомпании уже есть база в Финляндии – в Тампере. Но это слишком далеко от российско-финской границы. Поэтому перевозчику будет выгодно работать и в Лаппеенранте: нет никаких сомнений, что у жителей Петербурга и Ленобласти возможность летать дешево, хоть и сердито (Ryanair берет деньги буквально за все, а недавно даже предложила ввести в обращение “стоячие” билеты), вызовет немалый интерес.
То есть уже вызвал. Петербургские блогеры, из числа часто путешествующих, сами начали проявлять немалую активность, связавшись с Петери Лехти и проведя опрос среди пользователей интернета. Им предлагалось ответить, в частности, на вопрос, будут ли они пользоваться услугами аэропорта Лаппеенранты в случае, если туда придет европейский дискаунтер. Свыше тысячи человек, принявших участие в опросе, были единодушны, ответив “да”. Создатель опроса утверждает, что результаты будут отправлены по факсу нескольким дискаунтерам, чтобы подтолкнуть их к скорейшему решению вопроса.
Мы связались с заместителем генерального директора Холдинговой компании Лаппеенранты (управляющей всеми бизнес-проектами, реализуемыми при участии муниципалитета) Онни Хиеталахти, чтобы узнать, что думают в городе по поводу возможного расширения местного аэропорта.
– Правда ли, что в скором времени в Лаппеенранте может появиться европейский бюджетный авиаперевозчик?
– Да, это правда, но мы все еще находимся на стадии переговоров, оцениваем все риски и возможности проведения крупных коммерческих операций в нашем аэропорту. Пока ведутся переговоры, я не могу комментировать их содержание. Но планируется, что эта информация станет доступной уже к концу августа.
– Кому принадлежала идея расширения аэропорта?
– Холдинговой компании Лаппеенранты. В наши задачи входит развитие бизнеса в городе и обеспечение международных связей. Идею развития аэропорта полностью поддержали не только представители бизнес-структур, но и городская администрация.
– Как вы считаете, окажется ли наличие международного аэропорта полезным Лаппеенранте и будет ли он востребован у туристов – в частности, из Петербурга?
– В Лаппеенранте и по соседству с ней живет порядка восьми миллионов человек. Мы знаем, что и петербургский аэропорт Пулково, и хельсинкский аэропорт Вантаа слишком дороги и неудобны для дискаунтеров. Тогда как Лаппеенранта подходит им идеально. Конечно, основную часть клиентов нашего аэропорта будут составлять жители Северо-Запада России. Но появление в аэропорту Лаппеенранты дешевых авиакомпаний, без сомнения, будет стимулировать туризм в Юго-Восточной Финляндии.
Кроме того, развитие нашего аэропорта поспособствует и петербургскому туризму. На данный момент ваш город находится практически вне досягаемости для миллионов туристов из Европы, предпочитающих путешествовать бюджетно. Конечно, между нашим аэропортом и центром Петербурга четыре часа езды (и как минимум час из них придется стоять на границе). Но с появлением скоростного поезда это время сократится до двух часов.
– Какие функции выполняет аэропорт на данный момент?
– Он является базой для одной авиакомпании – FlyLappeenranta. Она летает в Хельсинки 42 недели в году. Кроме того, аэропорт обслуживает несколько чартерных, грузовых и частных рейсов.
– Насколько аэропорт Лаппеенранты соответствует требованиям бюджетных авиаперевозчиков?
– Сейчас мы не нуждаемся в крупных инвестициях, чтоб принять несколько европейских рейсов в день. Однако пока мы не можем принимать трансконтинентальные рейсы: для больших самолетов у нас слишком короткая взлетная полоса.
– Сколько пассажиров обслуживает аэропорт в год?
– В прошлом году их было двадцать тысяч, но из-за кризиса их количество сократилось вдвое. Для примера, аэропорт Тампере за последние пять лет увеличил число пассажиров со ста тысяч до семисот тысяч. Это произошло благодаря тому, что там начала свою работу бюджетная авиакомпания Ryanair. Однако благодаря туристам из Петербурга наш аэропорт сможет значительно превысить эти показатели – в случае если мы начнем работу с дискаунтерами.
– Есть ли статистика, сколько российских туристов ежегодно посещают Лаппеенранту?
– В 2008 году число пересечений российско-финской границы на всех трех КПП составило 2,5 миллиона. Из них 1,3 миллиона пришлось на Нуйамаа – ближайший к Лаппеенранте КПП. Даже рецессия не смогла негативно повлиять на развитие туризма в регионе. И на сегодняшний день самыми крупными проблемами, мешающими увеличению числа русских туристов в Финляндии, являются визовый вопрос и время, которое люди проводят на границе.