В Эрмитаже открылась выставка «Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier». «Город 812» нашел три причины ее посмотреть.
Причина первая. Увидеть вместе (и только один раз) пять предметов из собрания Эрмитажа, которые в 2016-2020 годах были отреставрированы музейными специалистами при поддержке именитой ювелирной фирмы.
В хронологическом порядке.
№ 1 Лампа из горного хрусталя, вырезанная в X веке арабскими мастерами, и украшенная цветными эмалями, созданными итальянскими ювелирами эпохи Возрождения.
№2 Ларец (серебро, позолота) Ядвиги Ягеллонки – уникальный предмет, созданный в XVI веке в Нюрнберге. Украшен драгоценными камнями. В Россию попал как приданое принцессы Софии, вышедшей в 1711 году за царевича Алексея, сына Петра I.
№3 Золотой ароматник XVII века из сокровищ Великих Моголов, инкрустированный алмазами, изумрудами и рубинами. Сосуд был привезен в Петербург в 1741 году в числе даров правителя Ирана Надир-шаха двору императрицы Анны Иоанновны.
№4 Кабинет или кабинетец, изготовленный в 1700-1705 годах в Аугсбурге известным мастером Геверсом. Большая богато украшенная хранительница дорогих украшений с часами, и другими менее практичными украшениями. Принадлежат семейству Строгановых.
№5 Фельдмаршальский жезл Александра II, украшенный эмалями, инкрустированный бриллиантами и изумрудами. Изготовлен в 1878-1879 годах известным петербургским ювелиром Юлиусом Кейбелем. Прошел через распродажи, менял хозяев, пока не оказался на аукционе Christie’s. Куплен анонимным меценатом для Эрмитажа.
- Кувшин. Индия, XVII в. Материал: золото, серебро, рубины, изумруды, жемчужина. Фото: hermitagemuseum.org
- Ларец Ядвиги-Ягеллонки. Германия, 1533 г. Материал: серебро, алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, жемчуг, полудрагоценные камни. Фото: hermitagemuseum.org
- Кабинет с часами. Место создания: Германия, между 1700-1705 гг. Материал: дерево, серебро, черепаха, слоновая кость, бронза, металлические сплавы. Фото: hermitagemuseum.org
- Фельдмаршальский жезл. Место создания: Санкт-Петербург, 1878–1879 гг. Мастерская Юлиуса Кейбеля. Материал: золото, серебро, эмаль, изумруды, бриллианты, алмазы-розы. Фото: hermitagemuseum.org
Причина вторая. 35 ювелирных произведений фирмы Cartier из ее собственного собрания созданы в ХХ веке. Теперь уже ясно, что, по крайней мере, в ювелирном искусстве это было время ар-деко, микста классицизма и модерна. Украшения расположены вокруг эрмитажных предметов. Горный хрусталь – к горному хрусталю, изумруды и рубины – к своим собратьям, к ларцу и кабинету – броши, кулоны, портсигары.
Выбор Ольги Костюк, сокуратора проекта, был однозначным. Часы «Mystery Clock» или таинственные часы. Вензель «О» означает, что эта модель («Model A») создавалась по заказу великой княжны Ольги Константиновны. Часы датированы 1918 годом. Аукционные каталоги утверждают, что великокняжеский экземпляр относится 1915-му. Но не в этом суть: часы на нефритовой подставке выглядят абсолютно прозрачными. Тем не менее, они действующие. Фокус в том, что механизм, спрятанный в подставке, вращает два прозрачных диска, к ним прикреплены часовая и минутная стрелки, соответственно.
Другой хит – платиновый браслет (1928) и пара брошей (1929) в стиле «Tutti-Frutti» с бриллиантами, изумрудами, сапфирами и эмалями. Согласны с кураторским выбором.
- Mystery Clock. Фото: Cartier
- Платиновый браслет. Фото: Cartier
Причина третья. Для тех, кто не впадает в экстаз от блеска драгоценностей, вероятно, самая важная. Этот проект не про то, что могут или что не могут современные ювелиры, выдержат или не выдержат они соревнование с ювелирами прошлого. На мой взгляд, выдержат. Не говоря уже о том, например, техника «кундан», в который выполнен ароматник, используется в Индии до сих пор. И можно было ей воспользоваться. Но мастера Cartier не стали этого делать.
Проект «Эрмитаж – Cartier» о том, как изменились вкусы и запросы публики. Пришел практичный ХХ век, стали не нужны масляные лампы и громоздкие ларцы. Про ароматники и фельдмаршалские жезлы и говорить не приходится. Мобильность потребовала компактности, простоты, прочности. Ювелиры ХХ века ответили на этот вызов времени.
На рубеже прошлого и нынешнего века пластмасса стала ювелирным материалом. Изделия из нее показывали в Эрмитаже несколько лет назад. Важно, не из чего создано украшение, а чей лейбл на нем красуется. В цифровую эпоху броши, серьги, кулоны и т.д. могут и вовсе стать виртуальными и сверкать в ушах и на груди от незримого источника. Работа по принципам часов Ольги Константиновны.
Вадим Шувалов
На заставке к тексту. Светильник. Египет, Италия. X в., оправа XVI в. Материал: горный хрусталь, золото, бронза, эмаль. Фото: hermitagemuseum.org