Легких перекуров не должно быть

9 сентября глава Роспотребнадзора, академик, профессор, заслуженный врач России и Киргизии и почетный железнодорожник Геннадий Онищенко заявил о резкой смене профориентации. Раньше он боролся с довольно безобидными растениями и существами – не пускал в Россию голландские тюльпаны, американских кур, колорадского жука и т.п. Теперь вызов брошен самому вредному растению на свете – табачному кусту. Онищенко подал в суд на одну из трех крупнейших табачных корпораций – British American Tobacco в России (БАТ Россия), а также на «Международные услуги по маркетингу табака» (продает продукцию БAT).

Легкий удар по легким

Искового заявления никто не видел, даже в “БАТ Россия” оно еще не поступило, но сам Геннадий Онищенко говорит, что Роспотребнадзор обвиняет БAT в нарушении пункта 1 статьи 10 Закона “О защите прав потребителей” и рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе с табакокурением, к которой Россия присоединилась в апреле. Упомянутая статья требует “предоставлять потребителю необходимую и достаточную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора”.

В чем конкретно вводится в заблуждение потребитель? Геннадий Онищенко объяснил –  по его мнению, потребителей вводят в заблуждение надписи “легкие” и “суперлегкие”, однако это не единственная его претензия (других он, правда, не называет).

Если не ковыряться в буквах закона с часовой отверткой и лупой, с Геннадием Григорьевичем Онищенко трудно не согласиться. Если надпись “легкие” еще имеет право на существование после некоторого дополнения, например “Легкие в опасности!”, то “суперлегкие” и вовсе абсурдна – какие к черту суперлегкие у курильщика?!

Быть может, производители имели в виду вес сигарет? Я подержал в руках пачку с надписью light и superlight, но особой разницы не заметил.

– Обычно сигареты с обозначениями “легкие”, “суперлегкие”, lights обладают меньшим содержанием смол и никотина, чем полновкусные версии, пояснил “Городу 812” Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия”. –  По мере изменения содержания смол и никотина в линейке сигарет курительные ощущения становятся менее интенсивными. Используя такие обозначения, производитель информирует потребителя о различиях во вкусовых ощущениях при курении сигарет.  Такие надписи, как “легкие”; “суперлегкие” и “lights”; используются для того, чтобы потребитель мог ориентироваться в ассортименте продукции.

В Роспотребнадзоре считают, что намеренная декларация т.н. легкости вводит потребителей в заблуждение – они могут подумать, что “легкие” сигареты и уж тем более “суперлегкие” наносят меньше вреда здоровью и производители, таким образом, морочат покупателям голову.

– Продукция с пониженным содержанием смолы и никотина не является менее вредной для здоровья, о чем мы неоднократно заявляли, – удивил нас представитель БАТ Александр Лютый. – Мы информируем потребителей о том, что количество полученной в процессе курения смолы и никотина зависит от индивидуальной манеры курения человека.

Я, честно говоря, до сих пор думал, что чем меньше смолы и никотина, тем меньше вреда. Но в “Бритиш Американ Тобакко”  пояснили, что существует так называемый эффект компенсации – переходя с сигарет, где больше смолы и никотина, на “легкие”, где всей этой дряни меньше, курильщик, в силу привычки к определенным дозам этих веществ и силе воздействия на мозги, делает более глубокие затяжки или выкуривает больше сигарет. Производители об этом не говорят, но можно догадаться, что именно на это обстоятельство и делали ставку табачники – пусть курильщик две пачки выкурит вместо одной. Таким образом   “легкие” сигареты – универсальное средство облегчить карманы покупателей. Маркетинговый прием оказался на удивление эффективным. На сегодня т.н. легкие сигареты занимают 63% российского рынка.

Однако с ними уже началась борьба.

Шесть томов пояснений к одной пачке

Роспотребнадзор считает, что производители должны наносить на пачки с легкими сигаретами дополнительные пояснения, предупреждая,  что, мол, легкие-то они легкие, а все равно вам мало не покажется. А они пока этого не делают, ограничиваясь устными разъяснениями и текстами на корпоративных  сайтах.

 – Этих господ очень устраивает Россия как некий нецивилизованный рынок, куда можно не по европейским правилам сбывать по определению опасную и ядовитую для организма продукцию. Это типичный пример использования двойных стандартов, – заявил Геннадий Онищенко.
Самая по себе идея о вредности надписей, а не самого табака, принадлежит, конечно, не Онищенко, а его западным коллегам. Так что Россия идет в том же направлении, что и весь мир, только отстает.

11 сентября 2001 г. международные табачные компании, включая “Бритиш Американ Тобакко”, “Джапан Тобакко” и “Филип Моррис” достигли договоренности о введении единых стандартов, которые устанавливают перечень ограничений в области маркетинговой деятельности во всем мире – например, компании обязались не рассматривать молодежь как свою целевую аудиторию.

В июле этого года Геннадий Онищенко заявил, что на самом деле табачники свои же стандартов не выполняют, и обозвал действия табачных производителей “никотиновым геноцидом” российского народа. “Сверхдоходы американских корпораций оплачиваются катастрофическим влиянием на здоровье молодого российского поколения”,— сказал самый воинственный санитар всех времен и народов.

Онищенко уверял, что производители намеренно сдерживают рост цен на самые дешевые сигареты, втягивая тем самым в курение молодежь.
– Мы не сдерживаем рост цен на недорогие сигареты, – не соглашается Александр Лютый. –  Хочу отметить, что в сегменте недорогих сигарет самые высокие темпы роста цен на табачном рынке России; в течение 2002 – 2007 гг. ежегодный рост составил в среднем 6%. В прошлом году  “БАТ Россия” приняла решение об увеличении цен всего портфеля марок компании на один рубль, за исключением марок, цена за пачку которых превышает 80 рублей.

В общем, июльская атака на БАТ была отбита. До иска тогда не дошло. И Роспотреб изменил направление удара, использовав опыт европейских и американских борцов с табакокурением.

Превентивный санитар

 
 В мае 2003 года 192 страны – члены Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) приняли Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ). В апреле 2008-го к конвенции присоединилась  Россия, что, конечно же, накладывает на нее ряд обязательств: необходимо принять законы, которые обеспечат:

1.    В течение 3 лет (после присоединения к конвенции) на сигаретах с надписями “легкие”, “очень легкие” или “мягкие” (и аналоги на английском языке) должны появиться дополнительные надписи, разъясняющие, что вышеприведенные надписи (“легкие”) и пр. не означают, что эти сигареты меньше вредны здоровью, чем обычные. (Такой закон уже действует в Европе.)

2.    В течение 3 лет – текст о вреде курения занимает не менее 30% площади большей стороны пачки и сопровождается информацией о компонентах и выделяемых продуктах горения.

3.    В течение 5 лет –  полный запрет на рекламу табака.

15 июня 2008 г. Госдума приняла в первом чтении проект закона “Специальный технический регламент на табачную продукцию”, который обяжет российские и работающие в России табачные компании соблюдать все эти меры. Русские законотворцы не ограничились слепым копированием европейского образца, но творчески переработали его с учетом российской  специфики – российские граждане не всегда замечают то, что лежит у них под носом. Текст о вреде нужно будет наносить на передней стороне пачки размером в 30% площади (как и во всем мире), но еще и на обратной стороне – в 50%. Нормы содержания смолы и никотина (сейчас они выше у нас) приводятся к европейским. Но все это начнет работать в лучшем случае к декабрю – осенью закон пройдет второе чтение.

Так что, начав судиться с табачниками сейчас и инкриминируя БАТ, а затем и другим гигантам табачной промышленности (о том, что одной фирмой не ограничится, Роспотреб предупредил) несоблюдение рамочной конвенции ВОЗ в части надписей “легкие” и т.п., Онищенко проиграет.  Странно было бы предположить, что он этого не понимает. Но настоящие Дон Кихоты тем и отличаются от картонных, что всегда опережают свое время и бросаются в бой, даже будучи уверенны в неизбежном поражении.

Скорее всего, это социальный проект Геннадий Григорьевича, который, не рассчитывая на победу, задался целью инициировать практику судов частных лиц с табачными компаниями. Если курильщики научатся это делать, будут зарабатывать бешеные деньги. Так в 2001 году суд присяжных штата Калифорния обязал компанию Philip Morris выплатить более $3 млрд  в качестве возмещения ущерба  56-летнему больному раком легких. Это лишь один из многих примеров.

Первый иск россиянина Ивана Прокопенко к японской табачной кампании JTI, предъявленный в конце 2001 года, завершился печально. Прокопенко обвинял компанию, производившую “Беломор”, в том, что он заболел раком из-за курения этих некогда популярных папирос, а его не предупредили. На пачках с “Беломором”, так же как на “Кенте” сейчас, писалось только об абстрактном вреде здоровью и ничего не говорилось  о риске заболеть раком. Полтора года тянулась врачебная экспертиза. 2 апреля 2003 г. слушание дела возобновилось, но первое же заседание прервали, решив проверить здоровье 65-летнего пенсионера еще раз. Здоровье оказалось хорошее. Через несколько дней Иван Прокопенко умер. Процесс должна была продолжить жена его Анна Прокопенко, выступавшая соистцом, но у нее, наверное, сил не хватило.  С тех пор никто в России так и не отважился на суд с табачными корпорациями. Геннадий Онищенко учел печальный опыт Ивана Прокопенко, он подал иск не от себя лично, а от Роспотребнадзора.  


Алексей Орешкин