Сто лет назад 27 января 1924 года на Красной площади был похоронен Владимир Ульянов (партийный псевдоним, позже ставший государственным именем – Ленин). В связи с этой датой в Музее политической истории России открылась выставка «Увековечить образ».
Она посвящена конкурсу на проект памятника Ленину у Финляндского вокзала, в котором приняли участие лучшие архитекторы и скульпторы того времени – Иван Фомин, Матвей Манизер, Владимир Щуко, Ной Троцкий и другие. А также портретам вождя большевиков в исполнении художников Сергея Чехонина, Натана Альтмана, Николая Андреева и менее известных авторов.
На выставке представлены еще несколько сюжетов на которые мы обратили внимание.
Первый – «Банкнота и бюст». Среди экспонатов выставки важное место занимает бюст Ленина в исполнение скульптора Афанасии Шмидт (1877 – 1942, партийная кличка – Фаня Толстая).
Шмидт начинала получать высшее художественное образование в Училище технического рисования барона Штиглица, но потом бросила, увлекшись нелегальной работой в Боевой технической группе при ЦК РСДРП. Делала муляжи окороков, возила в них пистолеты и взрывчатку. В 1907 году после знаменитого ограбления группой Камо казначейской кареты в Тифлисе, подделывала на 500-рублевых купюрах номера банкнот. Настоящие цифры были известны полиции, поэтому сбыть их было невозможно. Один экземпляр банкноты хранится в ГМПИР.
Изредка Шмидт встречалась с Лениным, по этой причине после его смерти получила заказ на изготовления гипсовой модели. Работа была одобрена партийными властями, и широко тиражировалась. Все это не спасло Шмидт: в 1936 году она была репрессирована сослана в Казахстан, где скончалась.
Сюжет второй – «…видимо, страдает одышкой». На выставки собраны словесные портреты вождя. В 1919 году в Екатеринбурге при власти Колчака, в издательстве «Русское бюро печати» вышла книга писателя и театрального критика Сергея Ауслендера (1886- 1937) «Печальные воспоминания (о большевиках)». Тогда Ауслендер был пресс-атташе Колчака.
В книге приведен такой портрет Ленина: «Рыженькие усики, мочалистая бородка, слегка раскосые глаза, блестящая лысина, тучноват, видимо, страдает одышкой, серенький пиджачок. Голос дребезжащий, тоже неяркий, неприятный дефект произношения, жесты типично профессорские».
После падения Колчака, Ауслендер вернулся в Москву, покаялся, создал Московский ТЮЗ, работал там завлитом, сочинял революционные книжки. Но в 1937-м ему припомнили прошлое и расстреляли.
Сюжет третий – «Венок от рабочих завода «Красный выборжец». Этот предмет попал в собрание ГМПИР неведомыми путями.
Можно сделать некоторые предположения, почему венок для похорон Ленина в Москве очутился в Петрограде. 27 января 1924 года в день похорон на Марсовом поле была организована траурная церемония. С венками, транспарантами, оркестрами и разведением костров, по количеству прожитых вождем 53 лет. Вероятно, венок находился там, а позже был передан в Музей революции. Или венок был взят из кабинета Ленина в Смольном, где их в тот день было много.
Самое интересное, что по Невскому проспекту на автомобиле провезли символический гроб. Он увековечен на снимке ателье Карла Буллы у дома №54, где как раз находилось ателье. Перфоманс получился вполне в духе того времени.
Борис Вадимов
Редакция благодарит Алексея Бойко, куратора выставки, за помощь в подготовке материала.