Летчики и летчицы. Авиация российской империи в Царском селе

ГМЗ «Царское Село» открыл в Ратной палате выставку Авиация России в Великой войне. 

Речь в названии идет о Первой мировой войне, но проект – про первых летчиков. В начале ХХ века – авиация – это безграничный риск и частые катастрофы. 

Триста предметов из шести музеев и четырех частных коллекций – документы, фотографии, именное оружие, форма, модели самолетов. Все для публики будет внове.

Из хронологической таблицы «Развитие авиации» отмечу две строки. 

Одна хорошо известна: в 1911 году Лидия Зверева, первая русская авиатриса, совершила свой первый полет. Ей был 21 год, она имела диплом пилота.

Второй факт менее известен: в 1910 году лейтенант Григорий Пиотровский совершил полет над водой по маршруту Петербург – Сестрорецк – Кронштадт. 27 километров «Блерио-XI» преодолел за полчаса. Приземлялся Пиотровский с пустым баком в режиме планирования.        

В 1916 году для получения звания военного летчика российскому пилоту требовалось: 1. Совершить двухчасовой полет, набирая высоту до 2500 метров 2. Подняться на высоту 500  метров и совершить спуск по спирали с выключенным двигателем 3. Совершить три получасовых полета с приземлением вне аэродрома 4. Совершить полет на высоте 2500 метров с разведкой и фотографированием заданных участков.  

Выбор Города 812

Портрет Зверевой и ее мужа и соратника Владимира Слюсаренко. Лидия прожила 26 лет, Слюсаренко – 81. Он дожил в Австралии до 50-летия полета Петербург-Москва, состоявшегося в 1911 году. Радовался, что его помнят в России. 

Книги «Мертвые петли» и «Модели летательных машин…». В романтичном начале ХХ века, люди думали, что управлять самолетом, почти тоже самое, что автомобилем (который было уже намного больше, чем самолетов). А построить аэроплан, это как собрать радиоприемник.

Посещение штабс-капитаном Петром Нестеровым (он на лестнице первом ряду, в центре) Офицерской школы авиации. Март 1914. Через четыре месяца начнется первая мировая война, Нестеров погиб во время тарана 8 сентября 1914 года. 

Кортик офицерский авиационный с ножнами; нож нижних чинов авиационных частей. 1914. Это были знаки принадлежности к военной элите. Вспомните спуск по спирали с выключенным двигателем.


Авиаторы с дамой.  1915. А вы говорите. первым делом – самолеты, а девушки – потом. Ничего подобного, одновременно.

Винт от самолета «Сопвич». 1917. Деревянное изделие – продукция знаменитой петербургской фабрики Романа Мельцера. 

Кинооператор Евгений Франциссон за работой в самолете 1915. 

Обломки самолета, в котором погиб Франциссон, после падения. 1917.  

Выставка работает по 12 ноября.

Борис Вадимов