Ликвидация Союза художников: чья тут выгода?

На 5 сентября 2018 года в Октябрьском районном суде Петербурга назначено предварительное слушание административного дела «Минюст России против Союза художников Петербурга» о ликвидации последнего. На кону много недвижимости – дом Союза на Большой Морской и около двух тысяч мастерских.

Из разговоров с рядовыми членами СХ СПб стало понятно, что по отношению к происходящим событиям они делятся на три основные  группы.

Группа № 1. Они разделяют два происходящие процесса – суд и выселение художников из мастерских. Что касается суда, то давно надо было привести устав Союза художников СПб как общественной организации в соответствии с требованиями законов. Группа №1 думает, что в соответствие приведут и дело закроют. В крайнем случае, приостановят деятельность СХ на какое-то время.

Что касается выселений из мастерских, то Комитет имущественных отношений Петербурга проводит проверки и уже предписал нескольким десяткам художников покинуть мастерские. Основные причины: долги по аренде; использование мастерских как жилья, часто с маленькими детьми; нахождение в мастерских, бесплатно предоставленных ветеранам, других лицами.

Группа №1 полагает, что будут и другие выселения, но не верят, что городская администрация рассчитывает пополнить казну за счет продажи мастерских или сдачи их в коммерческую аренду. Хотя есть члены СХ, которые не исключают и такой вариант развития событий.

Смену руководства в Союзе художников – по посту председателя правления Александра Сайкова сменил Андрей Базанов, закрытие Выставочного центра СХ (его сайт уже недоступен) и галереи на первом этаже дома художников на Большой Морской улице, 38 группа №1 воспринимает как борьбу за власть в верхах.

Вместо Выставочного центра появится другая организация. Кто-то же должен рулить процессом сдачи в аренду (или представления на других условиях) выставочных залов. Была одна галерея – будет другая.

Некоторые оптимисты продолжают спокойно готовить свои выставки на ноябрь 2018 года.

К группе №1 примыкают те художники, которые надеются на мирный исход событий и по другой причине. В связи с приближением губернаторских выборов в сентябре 2019 года Георгий Полтавченко  не допустит разрастания конфликта. Ведь всем понятно, что ликвидация Союза – это изгнание художников как из дома на Большой Морской, 38, так и из мастерских (их около 2 тысяч), арендуемых на льготных условиях. Зачем Полтавченко эти крики перед выборами: «губернатор притесняет культуру»!

 

Группа №2 – она значительно меньше – ждет суда с большими опасениями. На нем обязательно всплывут нарушения деятельности СХ СПб. О них упоминалось в начале лета, когда иск был подан. По мнению этой группы, устранить все нарушения гораздо сложнее (если вообще возможно), чем переписать устав СХ.

 

Группа №3 – она еще меньше – исходит из того, что Союз художников, созданный в 1932 году, это целиком продукт советской эпохи. Когда лояльность и верность социалистическому реализму – была основным, а то и единственным критерием качества искусства. Группа №3 уверена, что в рыночные времена распределение мастерских и возможность проводить выставки полностью коммерциализированы, и никакие реформы СХ СПб не помогут.

Идеалистическое крыло этой группы считает, что надо вернуться к положению, которое существовало до 1932 года. Иными словами, когда художники создавали объединения и группы, в которых собирались единомышленники, одинаково понимавшие искусство и свое место в нем.

Остается открытым главный вопрос – кто является конечным интересантом иска о ликвидации Союза художников СПб и была ли смена власти в правлении союза, произошедшая почти одновременно с подачей иска, простыми совпадением или это единый план того самого интересанта.

Вадим Шувалов