Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы… (Из Чехова)

Как учили художников в XVIII веке. Цветы и звери в музее Академии художеств

.

В парадных залах Музея Академии художеств (Университетская набережная, 17) открылась большая раздумчивая выставка, имеющая сложное название «Класс зверей и птиц, цветов и плодов. Академические классы XVIII века». Она рассказывает про классическое художественное образование позапозапрошлого столетия.

Система образования сложилась в европейской традиции. Преподавание велось в общих рисовальных классах, во главе с натурным, а также специальных: архитектурном, скульптурном, живописном историческом, гравировальном классе и других. Про живописные классы «зверей и птиц» и «цветов и плодов» известно меньше всего.

В основе показа произведений из Музея Академии художеств, Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГМЗ «Царское Село», «Гатчина» и «Петергоф», Зоологического музея РАН и других государственных  музеев и частных собраний – произведения европейских и русских художников, преподававших в Академии, а также живопись и графика европейских и отечественных мастеров, чьи картины служили академическим воспитанникам образцами для изучения и копирования. Дополняют экспозицию редкие издания, которые использовались при обучении.

Начнем с цветов и плодов. Класс существовал с 1767-го по 1795 год. Сначала студент должен был изобразить вазу с фруктами и рядом несколько плодов. В финале обучения – создать сложную композицию, например, ландшафтный натюрморт. Выставка не воспроизводит обучение буквально, это образы, подобные которым могли вдохновлять студентов.

.

Выбор куратора Вероники Богдан

Пауль до Вос. «Натюрморт с корзиной фруктов, битой дичью и рыбой». Середина XVII века.

Похоже, что кошку больше всего интересует красная рыба.

Иван Хруцкий. «Натюрморт». 1839.

Хруцкий стал лучшим специалистом по цветам и плодам в XIX веке. Здесь весь базарный день, но главные – белые грибы.

Василий Серебряков. «Натюрморт». Первая половина XIX века.

Выучившись на фруктах, художник создал лучшие русские копии Рафаэля.

.

Выбор Города 812

Иван Хруцкий. «Виноград и фрукты». 1830-е.

Мастерства еще не хватает, но не ушел наив от увиденного в живой природе.

.

Теперь – к зверям и птицам. Класс был создан в 1767 году, им руководил Иоганн Фридрих Гроот. От него началась русская анималистика. С 1775 по 1795 год классом руководил Карл Фридрих Кнаппе. От студентов требовалось на только мастерство в копировании картин старых мастеров, анатомические знания, но и умение придумывать собственные композиции «наподобие Езоповых и прочих басен».

.

Выбор куратора

Иоганн Фридрих Гроот. «Кошка». 1754.

Вот авторское описание: «Кошка пестрая на полу дикого голубя щиплет и при ней легавая и шершавая собака».

Иоганн Фридрих Гроот. «Белый медведь». 1770-е.

Художник, обычно точный до мельчайших деталей, вряд ли мог видеть живого белого медведя. Вообразил по рассказам.

Карл Фридрих Кнаппе. «Мальчик с собакой». 1792.

Самая известная картина анималиста. Собака – главный герой, человек – на подпевках.

.

Выбор Города 812

Иоганн Фридрих Гроот. «Куриная семья». 1788.

Самая миролюбивая картина в разделе зверей и птиц.

Проект украшает подлинник Устава Академии художеств, утвержденный Екатериной II.

Выставка действует по 29 марта 2026

Борис Вадимов