«Мама Ро» создала идеальную сагу-сопровождение для целого поколения

Участники развернувшейся в Сети дискуссии о «Гарри Поттере» как «главной книге поколения Z» высказали много интересных мыслей, но, мне кажется, упустили несколько важных вещей. Возможно, самых важных.

Начну с того, что поколение Z, или миллениалы, это, прежде всего, «поколение гаджетов». То есть всякого рода видео-аудио приспособлений и продукции. Поэтому, коль скоро мы говорим об успехе «Гарри Поттера», надо понимать, что это, в первую очередь, успех фильма, а не книги. Если бы фанатами ГП были только условные ботаны из интеллигентных семей, послушно читающие толстые книги, никакого «поколения Гарри Поттера» просто не было бы в помине. Было бы поколение какой-то другой кино-саги.

Теперь о том, почему главным кино поколения миллениалов стал именно «Гарри Поттер». То, что он им стал, с этим спорить – как делают некоторые участники дискуссии, пытающиеся доказать, что «есть и другие культовые молодёжные сериалы и книги», «есть популярные компьютерные игры» и т.д. – нет смысла. Говорю это как миллениал. Хотя я и не являюсь фанатом «Гарри Поттера», но, как мне кажется, неплохо знаю поколение моих сверстников. Да, субкультура ГП в нашей коллективной жизни в некоторым смысле рулит: у многих девочек дома есть «волшебные палочки», у мальчиков – «шахматы Гарри Поттера» и прочие примочки этого фэнтези.

Так вот попытаюсь ответить на вопрос, почему именно ГП «выстрелил»?

Ответ простой – потому что это на самом деле лучший сериал, снятый по лучшей «поколенческой» книге.
Повторяю – никогда не был его фанатом, посмотрел несколько серий в раннем детстве, а потом, в 2012 году, досмотрел всё за один раз. И больше не пересматривал.

Но отдаю себе отчёт в том, что это круче всего остального. В каком смысле круче? В том, что дало целому поколению возможность наблюдать за ростом и развитием главных героев. Роман как жанр умер, его заменили сериалы. Так вот поттериана – лучший кинороман для подростков 2000-х. К тому же его герои «росли» вместе со зрителями, что только добавляло зрителям азарта и сопричастности.

Именно в этом, на мой взгляд, главный секрет успеха поттерианы, а не в акценте на магии «всесильной волшебной палочки», как полагают Даниил Коцюбинский и Марта Сюткина, не в культе «дружбы и любви», как доказывает Екатерина Виноградова, и не в пропаганде покорности Системе, как утверждает Павел Крылов.

Фильм просто оказался идеальным рассказом о том, как живут, растут и развиваются – к тому же практически синхронно со зрителями – герои саги. Притом – в соответствии с тем, как параллельно менялись и возраст фанатов, и дух времени – менялась и атмосфера фильмов о Гарри Поттере. Первые серии, если их сегодня пересмотреть, наверняка покажутся нам немного архаичными и наивными. А вот последние серии – мрачные и полные тревоги. Директор школы магии вообще гибнет в борьбе с «силами зла», что, конечно, ранит зрителей. Но они уже выросли, должны быть готовы к столкновению с реальной жизнью. И им не нужна прежняя «сладкая сказка» о волшебстве.

Все потенциальные конкуренты «Гарри Поттера», а также те киносериалы, которые создавались с целью повторить его успех не идут с ним в этих отношениях ни в какое сравнение.

«Властелин колец», вышедший, к слову, в том же 2001 году, что и первая серия ГП, «замер» и не имел продолжения. Следующий фильм – «Хоббит» – увидел свет 12 лет спустя, и не содержал идеи развития героев, которая, как я уже сказал, в основном, и притягивает в сериале о ГП.

«Хроники Нарнии», которые создавались уже как «вызов» ГП, сдулись, едва начавшись. Первая серия – норм. Но уже вторая – лютое г. Я её не досмотрел и третью смотреть не стал. Неудивительно, что сериал загнулся.

«Бегущий в лабиринте» – начал то ли с третьей, то ли с четвёртой серии, понял, что предыдущие смотреть необязательно. Тоже бег на одном месте, без эволюции персонажей.

Это примерно как третий-пятый сезоны «Ледникового периода», когда все интриги давно позади – в первых двух сезонах, все подвиги тоже. И вот саблезубый тигр Диего, который когда-то боролся со своими хищными инстинктами, спасал человеческого детеныша и своих друзей – просто бесцельно плетётся в хвосте компании и ноет, что он состарился.

«Дивергент» –– очень фальшивое кино. С героями происходит не то, что должно происходить, а то, героям «хочется, чтобы происходило». Ну, то есть, создатели фильма, вероятно, думают, что подросткам хочется, чтобы происходило именно это. Но зрителям хочется «правды жизни» даже в жанре фэнтези. Которая есть в ГП, и которой нет в «Дивергенте». Неслучайно фильм так и не «дорос» до сериала, хотя – если бы «выстрелил» – то мог бы.

«Голодные игры» – дурацкий фильм-метафора, где подростки по сути бунтуют против родителей. Может, конечно, какие-то девочки идентифицируют себя с главной героиней. Но не думаю, что многие. В фильме – фальшивый победный финал, не открывающий ничего похожего на нашу реальную частную жизнь, которая в финале поттерианы, напротив, вполне угадывается.

Одним словом, Джоан Роулинг, на мой взгляд, написала идеальную «сопровождающую сагу» для нашего поколения. Она учитывала то, как меняемся мы и как меняется время. Подстраивалась. В известном смысле хайповала, умело подхватывая и отражая все наши запросы и чаяния. Практически как это делали и наши гиперопекающие нас родители.

Не случайно ее и прозвали: «Мама Ро».

А еще поздравляю Джоан Роулинг с Днём Рождения!

Платон Коцюбинский

  • По просьбе автора на фото его замещает Драко Малфой