Берлинский музей архитектурного рисунка Tschoban Foundation, основанный российско-немецким архитектором петербуржцем Сергеем Чобаном, вновь приглашает посетителей в мир архитектурных графических фантазий. На этот раз экспозиция «Планы и мечты: нарисовано в ГДР» предлагает уникальный взгляд на архитектурные проекты, так и не реализованные, но тщательно сохраненные в научных коллекциях Института пространственных социальных исследований имени Лейбница (IRS) в Эркнере.
Кроме того, на выставке представлены материалы из собраний музеев, городских архивов и фондов Берлина, Веймара, Дрездена, Франкфурта-на-Майне, а также из частных коллекций. Экспозицию можно посмотреть по 7 сентября.
.
Архив забытых идей
Выставка «Планы и мечты: нарисовано в ГДР» раскрывает 40 – летнее проектное наследие восточногерманских архитекторов. Конкурсные проекты, не удостоенные призов, идеи, оставшиеся лишь на бумаге, редкие работы женщин-архитекторов — все это, наряду с планами и чертежами, теперь представлено широкой публике для обозрения и обсуждения, чтобы, наконец, обрести свой голос.
Открытие выставки
Вечер. Пренцлауэрберг в ожидании мечты. После дождя золото закатного солнца освещает индустриальные кирпичные фасады XIX века. На контрасте с ними – фасад музея архитектурного рисунка, выполненный из теплого фактурного бетона, с окнами причудливой геометрии, вписанными в графическую текстуру стен. Это здание – в форме башни фантазий – как нельзя лучше подходит для открытия выставки, посвященной архитектурным мечтам.
Перед музеем Tschoban Foundation постепенно собирается публика — архитекторы, критики, исследователи. По теплой манере общения становится ясно: многие давно знакомы. Выставка, как видно, стала местом встречи представителей разных поколений архитектурного сообщества — тех, кто когда-то работал вместе, и тех, кто только вступает в профессию. В воздухе ощущается нарастающее ожидание: что же скрывается за этими стенами?
Открытие выставки предваряют вступительные речи. Традиционно с приветственным словом выступает директор музея Надежда Бартельс. Далее слово берут доктор Кай Древес — куратор выставки, историк и руководитель научных коллекций Института пространственных социальных исследований имени Лейбница, а также Вольфганг Киль, архитектор, архитектурный критик и публицист.
Архитектура в контексте истории
Известный эксперт доктор Кай Древес рассказывает о концепции экспозиции, отражающей профессиональную жизнь архитектора в ГДР: с одной стороны — включенность в систему плановой экономики, с другой —возможность выразить свое творческое начало и представления о городском пространстве ГДР в конкурсных проектах и творческих работах.
Отдельно доктор Древес акцентирует внимание на наследии женщин-архитекторов: женские проекты в архиве редки, хотя официально в стране декларировалось равенство.
Вызовы профессии: взгляд изнутри
Архитектор и критик Вольфганг Киль делится личными размышлениями о том, какую роль играло проектирование в системе, где заказчиком выступало тогда еще строгорежимное государство. Почти каждый архитектор знает, как идеи откладываются «в ящик» — не вовремя, не принято, не утверждено. На какие компромиссы вынуждены были идти архитекторы в ГДР. И что произошло после объединения Германии, когда привычный порядок вещей рухнул.
Путешествие по этажам мечты
Экспозиция, как и всегда, занимает два этажа. На первом—заказные проекты и конкурсные решения 1949–1989 годов для альтернативного будущего, которое так и не наступило. Этажом выше — мечты архитекторов, их отстранение от плановой экономики в частных чертежах и художественных фантазиях, выполненные в различной графике, в технике акварели, гуаши, есть даже маслом.
Выбор творческого наследия на выставке подчеркивает значение свободного рисунка, которому уделялось большое внимание на Высших архитектурных школах ГДР, что актуально для этой профессии и в наши дни.
Барьеры в карьере женщин-архитекторов
В беседе «Города» с одной из посетительниц, супругой архитектора из ГДР, открывается нюанс: женщины активно работали в проектных институтах, чаще всего в «традиционно женских» секторах, разрабатывая проекты школ и дошкольных учреждений, занимаясь благоустройством и интерьерами. Нередко женщины занимали руководящие должности, и, тем не менее, на финальных стадиях работы над проектами перед ними вставали барьеры. Высшие политические и административные уровни оставались мужскими, ограничивая влияние коллег-женщин на принятие решений.
Шкатулка памяти
Эта выставка—не просто собрание чертежей. Это размышление о судьбе идей и переосмысления альтернативных видений будущего, не получившего своего воплощения. И в этом смысле выставка выполняет важную функцию: здесь чертеж и рисунок превращается в личное высказывание, а музей архитектурного рисунка в Берлине дает форму мечте, возвращает голос тем, чьи проекты не попали в реализацию, но сохраняются как культурное наследие.
Наталья Куницкая,
Алексей Шолохов
.
Выставочная часть – «Планы»
Вернер Реслер. Берлин. Дворец реcпублики. Ранняя градостроительная перспектива. Вид с телевизионной башни. 1972.
Вернер Реслер. Берлин. Дворец Республики, Народная палата. 1973.
Дитер Банкерт. Берлин. Телевизионная башня и Александрплатц. Вид с западной стороны. Конец 70-х гг .
Ульрих Кугк. Варианты реновации исторического квартала в Грайсвальде. Проект. 1973.
Ханс-Дитрих Веллнер. Ляйпциг. Вид на Саксенскую площадь с инфоцентром. 1969
Петер Вайс. Южный участок Фридрихштрассе. Квартал 205, дизайн фасада. 1984-87
.
Этаж «МЕЧТЫ»
Михаил Кни. Бабель V. 1975.
Луц Брандт. Балконные мечты 1 и 4. 1983
Герд Вессель. Выход к озеру. Не датировано.
Кристиан Шэдлих. Кведлинбург. Портал мэрии. 1957
Кристиан Шэдлих. Саксэн-Анхальт. Южная городская башня