Со мной приключилась такая же история, как и со многими абонентами «МегаФона». Оператор в одностороннем порядке, принудительно изменил мой тариф. Поднял абонентскую плату. Но оказалось, что это еще цветочки. «МегаФон» тихой сапой списывал средства с моего номера, а теперь и вовсе закрыл доступ через Интернет к информации о моих расходах на связь. Узнать, куда утекли деньги со счета, можно только лично, с паспортом, в салоне «МегаФона». Корреспондент «Города 812» пытается найти управу на сотового оператора.
Тайные услуги
Началось все с того, что «МегаФон» прислал СМС: для вашего удобства переводим вас на новый тариф «Включайся! Пиши». Абонентская плата на 30 рублей больше. Я возмутилась, но потом – как и многие, наверное – махнула рукой: ладно, пусть.
Словно почуяв слабину, «МегаФон» еще насел: с 14 сентября вместе с новым тарифом подключил с десяток платных услуг и даже заменил гудок на что-то. К подобным шалостям я давно привыкла и уже чего-то подобного ждала. Зашла в Интернете в Личный кабинет (ЛК) и всё отключила. Новую услугу «Ежедневное списание абонентской платы» отключить оказалось невозможно. Зато благодаря ей я заметила, что с моего счета за сутки утекли лишние 5 рублей. Куда? На что?!
Как выяснилось – за услугу «Удержание вызова». О том, что она подключена, я не знала. В личном кабинете среди подключенных ее не было. Обратилась с вопросом к «МегаФону». Ответ огорошил.
«Услуга “Удержание вызова” является базовой и не видна в Личном кабинете», – ответила техподдержка «МегаФона».
То есть услуга в буквальном смысле скрыта – потому что «не видна». С вас тихой сапой тянут деньги, а вы и не знаете. За «удержание вызова», кстати, оператор может списать до 50 рублей в месяц. Потом услуга становится бесплатной – до следующего месяца.
Я попросила ее отключить. Вместо этого «МегаФон» прислал СМС, что подключил другую услугу – «Запрет удержания вызова». Эта услуга вообще секретная, похоже. Потому что в перечне услуг «МегаФона» мне ее найти не удалось.
Без права на минуту
Еще один сюрприз обнаружился при внимательном изучении нового тарифа «Включайся! Пиши», на который насильно перевели многих абонентов. Как выяснилось, стоимость минуты местного разговора на тарифе может достигать 50 рублей за минуту! Но в условиях тарифа об этом, понятное дело, нет ни слова.
Как такое возможно? А вот как. Если вы использовали все включенные в абонентскую плату «бесплатные» минуты (200 штук) и продолжаете говорить, то вам автоматически подключат «дополнительный пакет из 30 минут», а со счета автоматически спишут 50 рублей. То есть, не спрашивая, навяжут еще полчаса разговоров. Отказаться нельзя, отключить нельзя. Все дополнительно оплаченные минуты сгорят в конце месяца. Если вы проговорили только одну минуту из оплаченных тридцати, то остальные пропадут. Как и 50 рублей, которые «МегаФон» слопает за одну-единственную фактически использованную минуту. Поминутная оплата звонков на мобильные номера отсутствует.
И еще про жадность. Практически невозможно узнать, сколько дополнительно оплаченных минут осталось. Эту важную информацию не получить ни в личном кабинете на сайте «МегаФона», ни с помощью СМС, ни с помощью мобильного помощника. Только живой разговор с оператором – а попробуй достучись до живого человека в «МегаФоне»! Первые минут пятнадцать (или как повезет) вы будете говорить с глупым роботом, который не знает нужного ответа. Как будто «МегаФон» специально так подстроил, чтобы абонентам было труднее контролировать свои минуты и свои расходы.
– Сейчас возможность проверить остаток по пакету в Личном кабинете отсутствует. Мы уже работаем над решением этого вопроса. Сроки решения уточняются, – сообщила оператор после моих настойчивых расспросов.
Куда потратили, не скажем
Не хочется повторятся, но снова – про жадность. «МегаФон» закрыл в Личном кабинете информацию о расходах по моему счету – за первый месяц на новом тарифе и за более ранние периоды. Теперь я не могу посмотреть детализацию расходов (хотя раньше было можно), не могу заказать счет по электронной почте (хотя раньше было можно). И я не знаю, на что компания тратила мои средства до 15 октября 2018 года. До этой даты услуга недоступна. Напомню, что на новый тариф меня перевели с 14 сентября.
В «МегаФоне» долго игнорировали мои вопросы о странном новшестве, наконец оператор выдавила:
– Дело в том, что в связи с модернизацией оборудования вам доступна детализация в период с 15 октября 2018 года. Для получения детализации за более ранний период вы можете обратиться к нам в салон. Узнайте адрес ближайшего салона связи «МегаФон» в Личном кабинете.
Удивительно, что «модернизация оборудования» произошла только для тех, кому принудительно поменяли тариф. Например, на других моих номерах «МегаФона» (ими пользуются мои дети) все осталось по-прежнему и детализация доступна за любой период. Как будто «МегаФон» специально так подстроил, чтобы абонентам было труднее контролировать, куда уходят средства со счета. Не каждый готов идти в салон, ждать освободившегося сотрудника, вспоминать, что забыл паспорт, и уходить ни с чем. На это и расчет?
Я подозреваю, что поведение компании «МегаФон» нарушает российское законодательство в сфере рекламы, защиты прав потребителей, антимонопольного регулирования, а также Уголовный кодекс (мошенничество?) и другие нормы. Прошу считать эту публикацию моим обращением в Роспотребнадзор, ФАС, Прокуратуру, МВД и Роскомнадзор.
Кстати, есть успешные примеры побед абонентов над сотовыми операторами. К сожалению, наказания за нарушения смехотворны – от 10 000 до 35 000 рублей. Для сравнения: чистая прибыль телеком-сегмента ПАО «МегаФон» (по итогам первого квартала 2018 года) выросла на 57,2% по сравнению с прошлым годом и составила 6 миллиардов 37 млн рублей.
Вот несколько примеров – как и за что наказывали сотовых операторов.
– В декабре 2012 г. Управление Роспотребнадзора по Амурской области признало незаконными действия ОАО «МегаФон» по одностороннему изменению тарифов за услуги связи и привлекло к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, оштрафовав на 10 000 рублей за включение в договор условия о праве оператора на изменение условий Договора (изменение тарифов) в одностороннем порядке, без уведомления о таких изменениях потребителя.
– В феврале 2014 г. Управление Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу наказало АО «МегаФон» штрафом в размере 10 000 руб. за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ). Также Управлением было вынесено представление 24.02.2014 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
– В 2013 г. Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области ОАО «МТС» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб. за выставление задолженности абоненту за те услуги, которые фактически не предоставлялись.
– В 2016 году Управление Роспотребнадзора по Костромской области оштрафовало ПАО «ВымпелКом» («Билайн») за включение в договоры с потребителями условий, ущемляющих их права. Обязательная информация не предоставлялась в наглядной и доступной форме и в местах обслуживания абонентов.
– В 2016 году Управление Роспотребнадзора по Курганской области дважды штрафовало ООО «Т2 Мобайл» (Tele2) за повышение стоимости услуг в одностороннем порядке без извещения абонента. За первое правонарушение был наложен штраф 20 тыс. рублей, за второе – 30 тысяч.
– В декабре 2017-го Арбитражный суд Брянской области наложил на «МегаФон» административный штраф (по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ) в размере 35 тыс. рублей по иску Управления Роскомнадзора по Брянской области к ПАО «МегаФон» за нарушения правил предоставления дополнительных платных услуг.
Елена Роткевич