В Главном штабе Эрмитажа открылся инклюзивный фестиваль «Искусство в ощущениях Ампир». Фестиваль включает серию лекций, арт-медиаций и театральных постановок, которые состоятся 22 сентября, а основная часть фестиваля – 10-15 октября.
«Искусство в ощущениях» – долгосрочная программа по созданию в музее комфортной и доступной среды. Первый этап, реализованный осенью 2022 года, был посвящён эпохе Античности. Тогда в залах Нового Эрмитажа рядом с древними памятниками появились их тактильные копии – модели знаменитой Камеи Гонзага и древнеримского бюста Афины, скульптуры «Ягнёнок на жертвеннике», группы «Геракл, борющийся со львом» и статуи Сераписа, эллинистического бога плодородия и загробного мира. Украшением проекта стала 3Dмодель портика Нового Эрмитажа с фигурами Атлантов. Все эти макеты и сейчас представлены в музее.
Теперь установлены тактильные реплики еще трех экспонатов. Они находятся на постоянной экспозиции «Под знаком Орла», посвященной искусству ампира и расположенной на третьем этаже Восточного крыла Главного штаба. Это реплика каминных часов «Минин и Пожарский», созданных в 1820 году парижской фирмой Пьера-Филиппа Томира (зал №318); реплика столика на ножках в виде сфинксов с мозаичной столешницей «Морское дно» (флорентийская столешница была соединена с подстольем в 1809 году в мастерской Жакоба Демальте, зал №320); реплика фарфоровой вазы из сервиза Евгения Богарне, выполненной в 1811-1813 годах в Париже на Фарфоровой мануфактуре Диля и Герара (зал №324).
При выборе предметов учитывался целый ряд факторов: историческая и художественная ценность памятников, ясность их форм, выразительность фактур, расположение в зале и многое другое. Сотрудники Эрмитажа обратились за советом к представителям сообществ слабовидящих. В качестве консультанта в проект была приглашена Ия Ростомашвили, доцент кафедры клинической психологии Петербургского института психологии и социальной работы.
Как показали первые часы показа реплик, их с интересом рассматривают и тактильно ощущают люди с нормальным зрением, это проект и для них.
В.Ш.