Многоатомная Гала. Зачем идти смотреть на Дали в музей Фаберже

В Музее Фаберже открылась выставка «Атомная Леда» и другие образы Гала в произведениях Сальвадора Дали». Двадцать три картины, несколько десятков рисунков – все про нее: Гала – это имя, которое художник дал Елене Дьяконовой (1894 – 1982), своей музе, жене наставнику, галеристу, промоутеру, etcetera.

Как часто бывает в подобных случаях, проект появился по стечению обстоятельств. В 2017 году Музей Фаберже показал в Петербурге выставку Дали «Сюрреалист и классик». В начале 2020-го в Москве публика ломилась на большую выставку «Сальвадор Дали. Магическое искусство». Музей хотел показать ее и в Петербурге, шли переговоры. Но пандемия отменила все планы. Картины вернулись к владельцам.

Собрать их снова – задача неразрешимая. И тогда Музей Фаберже предложил своему постоянному партнеру – Фонду «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас) сделать в Петербурге выставку, где главными станут портреты Гала. А тех, кому, кроме рассматривания картинок, интересны контексты и подтексты, озадачить вопросом, кем же была на самом деле Гала.

Поэт Поль Элюар (первый муж), утверждал, что ее взгляд проходит сквозь стены. Художник Джорджо де Кирико говорил, что Гала была самой умной женщиной из тех, кого он когда-либо знал. Писатель Андре Бретон (основатель сюрреализма) заметил, что на изобретение сюрреализма его вдохновила Гала.

В 1964 году Гала сделала первое (и последнее) заявление для СМИ. Его смысл состоял в том, что она не давала и не будет давать никаких интервью и выступать публично. «Я намерена войти в историю как легенда» – подытожила она. И это ей удалось. Без нее не было бы Сальвадора Дали в том понимании, которое существует сейчас.

В 1969 году она совершила еще более экстравагантный поступок. Дали решил подарить жене небольшой особняк. Его часто называют «Замок Пуболь» (легендарный образ надо поддерживать). «Я принимаю подарок, но без моего письменного разрешения, ты здесь появляться не будешь» – такое условие Гала поставила Дали. Тот позже заметил, что пришел в восторг, это условие отвечало его мазохистским наклонностям. Как-то слабо верится, но этот тоже повод для размышлений об увиденном на выставке.

Что касается экспозиции, то он не перегружена, хорошо структурирована. Модный дизайн – направленный свет освещает картину точно по раме, работает, когда полотно небольшое. Но превращает картину в плоских слайд, если ее размер больше газетного листа. Излишними выглядят личные вещи Гала – шляпка, бархатный бант, зеркальце, палехская шкатулка… Если речь про легенду, то быта у нее просто не может быть.

Выбор «Города 812»

«Атомная Леда» (1947–1949).

Одна из самых известных картин Дали и самая известная живописная версия легенды о Леде и Лебеде в искусстве ХХ века. Дали говорил, что при создании картины пользовался изобретенным им методом «атомного мистицизма».

«Gala Placidia. Галатея сфер» (1952).

Из того же «атомного мистицизма», но буквальнее.

«Галарина» (1945).

Этот интимный образ навеян Рафаэлем. Картина впервые покинула Фигерасе после смерти Дали (он умер через 7 лет после Галы – в 1989-м).

«Гала» (1931).

Трепетный коллаж, отношения художника и музы только начинались, тогда никто не думал, что они продлятся больше полувека.

«Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка» (1934).

Как-то на вопрос о таком необычном сочетании, Дали заметил, что любит жену и ребрышки. Почему бы не изобразить их вместе.

«Дали со спины, пишущий Гала со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, предварительно отраженными шестью реальными зеркалами» (1972-1973).

Гимн сюрреализму.

«Портрет Гала» (1969).

Гимн классикам живописи карандашом.

«Три явления лика Гала» (1946).

Тот же гимн маслом на фанере.

На выставке много разных фотографий Гала. Выбираем одну, сделанную в 1930-х годах (см на заставке к тексту).

Вадим Шувалов