В Эрмитаже открылась выставка с длинным названием «Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX и XX веков. Зачем ее смотреть?
Сначала немного фактов. В 1890 году два Императорских завода – фарфоровый и стеклянный – были объединены и в таком виде существовали до 1917 года. После революции продолжилось производство художественного фарфора. До стекла у большевиков руки не дошли. Ленинградский завод художественного стекла существовал с 1948 по 1997 год. Но это совсем другая, отдельная история.
На рубеже XIX – XX веков представители ИФСЗ ездили на Королевские мануфактуры Копенгагена и Берлина, посещали их парижские магазины, а также магазины, где продавали произведения из стекла Эмиля Галле и Эрнеста Левелье. И покупали, преследуя две цели: узнать о новинках технологии и познакомить русских мастеров с произведениями, выполненными во входившим в моду стилем модерн. Так сложилась Образцовая коллекция.
Разумеется, никто не рассказывал рецептов создания секретов «китайской глазури» цвета «бычья кровь», или «кристаллической глазури», или подглазурной росписи, дававшей эффект заката или сумерек. Но обозначения технологий давали направления поисков.
Выставка позволяет увидеть изделия как западный так и русских мастеров выполненных в тех же техниках. В фарфоре мастера ИФСЗ достигли уровня западных коллег. В стекле остались непревзойденными вазы Левейе и Галле в технике многослойного окрашенного стекла, «маркетри» (инкрустация), «кракле» (эффект треснувшего стекла), травления, гравировки и т.д.
Но русские мастера взяли другим. Александр III запретил использовать стекло для создания на ИФСЗ художественных произведений: только хрусталь. И не применять травления, только механическую обработку – резьба, шлифовка, гравировка. Художники Петр Красновский и Василий Кокин, резчики Василий Новожилов и Василий Филимонов с задачей справились.
Выставка работает по 2 апреля 2023 года.
Вадим Шувалов