Идти на выставку “Итальянский футуризм, русский кубофутуризм” в Русский музей надо из-за подбора итальянской части выставки. 26 картин одиннадцати классиков из тщательной коллекции Джанни Матиолли.
Жил в Милане такой замечательный синьор Матиолли. Даже школу толком не окончил, надо было себя и мать кормить. Но уже в 15 лет заинтересовался современным искусством, а Филиппо Томазо Маринетти, автор «Манифеста футуризма», жил чуть ли не в соседнем доме. Познакомились они позже, когда Матиолли стал своим в кругу художников-футуристов.
Правда, собирать искусство было не на что. Женитьба исправила материальное положение Матиолли, но это было в 1940 году. Коллекционирование пришлось отложить почти на десять лет. Зато потом, за следующие пять Матиолли собрал все футуристическое, что считал нужным. И ни разу не промахнулся. Оставил собирательство и показывал свою коллекцию по миру. В 1972 году все 26 картин были признаны национальным достоянием Италии. С тех пор коллекция в полном составе не покидала родину футуризма.
Выбор “Города 812”
Умберто Боччони. «Динамизм велосипедиста». 1913.
Спортсмен (только что придумали велогонку Джиро д’Италия), закрутил своей скоростью окружающее пространство и слился с ним. Изысканное сочетание цветов было вызвано знакомством с Василием Кандинским.
Умберто Боччони. «Материя». 1912.
Художник считал портрет матери самой лучшей из своих картин. Все меняется и движется в ней. Только натруженные руки неподвижны.
Карло Карра. «Любовница инженера». 1921.
Чистая метафизика. Даму узнает каждый. А где инженер? Висит на стеночке в образе треугольника и циркуля.
Джорджо Моранди. «Цветы». 1913.
Постимпрессионизм, но сдержанный. Требует всматривания. Не в репродукцию, это не поможет. В оригинал.
Джорджо Моранди. «Бутылка и ваза для фруктов». 1916.
Первая картина минималистичного метафизика – таким художник вошел в историю искусства ХХ века.
Амедео Модильяни. «Портрет художника Фрэнка Хэвиленда». 1914.
Невозможно без обитателя Монпарнаса, изобразившего своего коллегу. Тут Модильяни использовал приемы пуантилизма. В первый и последний раз.
Арденго Софиччи. «Фрукты и ликеры». 1915. (см. на заставке)
Арбуз, в понимании художника, демократичная, народная еда. «F.C.B» -популярная в то время марка горькой настойки. Наискось SOF – автограф художника. Дважды – полностью и в сокращении изображено слово «chianti».
Выставка работает до 4 октября.
Вадим Шувалов