В День российской независимости Русский музей запустил проект «Великие художники на улицах Петербурга», который завершится в День народного единства. Кажется, так называется праздник 4 ноября. Аборигены и гости могут увидеть оцифрованные 100 шедевров, выполненных на устойчивом материале (сольвене) латексными красками, которые не боятся осадков. Набрав на мобильнике номер, указанный под репродукцией, можно послушать аудиогид.
Идея подается как популяризация классических ценностей, что, наверное, важно, но аплодировать не хочется. Как минимум по четырем причинам. Причина первая – банальность выбора рекламируемых авторов. Репин занял 10 мест, Щедрин, Шишкин и Серов – по 4, Левитан, Васильев, Крамской, Куинджи, Кустодиев, Сомов, Юон – по 3. Любимые кондитерcкими фабриками для фантиков Айвазовский, Брюллов и Венецианов – по 2, ими же глубоко почитаемый Кипренский – одно.
Из всего русского авангарда чести копирования удостоился только Филонов, и то далеко не лучшей работой “Рыбачья шхуна”. Малевич, Кандинский, Шагал, Лисицкий – все абсолютные мировые классики в заветную сотню не вошли вовсе. Про классиков второй половины ХХ века нет и речи.
Причина вторая – размещение копий вблизи самого Русского музея на домах и лайтбоксах по Невскому проспекту и особенно густо – на набережных канала Грибоедова между Невским проспектом и Спасом-на-Крови. Чем бегать вдоль копий, проще сходить в расположенный рядом Русский музей и посмотреть оригиналы.
Причина третья – авторы проекта поместили принты в рамы. Пытались имитировать оригиналы, хотя и признали, что не всегда размеры копий аутентичны. Больше того, они сочли возможным поместить копии в богатые рамы по собственному усмотрению, вместо имитации оригинального багета. Альтмановский портрет Анны Ахматовой в огромной золоченой раме с картушами выглядит откровенной китчухой. Помнится, поэт завещала для себя совсем другой памятник.
Причина четвертая и главная – подспудное внушение мысли, что высококачественная печатная копия может заменить оригинал. Просветительская миссия работает до тех пор, пока копий – единицы, сотня меняет восприятие копии на иллюзию посещения музея. Аналогично работают виртуальные туры, но там речь идет о показах того, что недоступно пользователю на данный момент.
В дни празднования Дня города Эрмитаж совместно с Центром фестивалей и праздников реализовал проект “Путешествие картин”. Он был сделан несколько иным образом. Во-первых, было отобрано всего 20 шедевров, по одному от каждого художника (исключение составил дважды представленный Гоген). Нашлось место и Кандинскому, и Ван Гогу. Во-вторых, проект был коротким – 28 и 29 мая. В-третьих, копии размещались на мобильных носителях – “газелях”, которые катались от Дворцовой площади к дальним станциям метро. В-четвертых, и об этом особо говорил Михаил Пиотровский: никто не имитировал оригиналы.
Вадим Михайлов
______________________________________________________
Статистика:
Мы сравнили предложенные народному обозрению Эрмитажем и Русским музеем картины. Исключив массовые сцены боевых действий и народных гуляний, безымянных жнецов, таитянских девушек и погибающих под девятым валом моряков получим следующую картину.
1. Реальные персонажи
Русский музей – 25
Эрмитаж – 2
2. Мифические и библейские персонажи
Русский музей -7
Эрмитаж – 5
3. Реальные пейзажи
Русский музей – 12
Эрмитаж – 4
4. Аллегорические пейзажи
Русский музей -18
Эрмитаж – 2
5. Хорошая теплая погода
Русский музей – 5
Эрмитаж – 7
6. Холодная зима
Русский музей – 6
Эрмитаж – 0
Для корректности перевзвесим полученные данные, разделив на 100 и 20 соответственно. Удельный вес реализма с человеческим лицом в Русском музее – 25 процентов, в Эрмитаже – 10 процентов.
С мифологией все наоборот – 7 процентов у Русского музея и 25 – у Эрмитажа.
Пейзажи, как изображения реальных мест, занимают в Русском музее 12 процентов, в Эрмитаже – 20 процентов. Зато с аллегориями лучше в Русском музее – 18 процентов против 10 у Эрмитажа.
С погодой полная ясность: у Эрмитажа лето занимает 35 процентов, а зима в Русском музее – 6 процентов.
В. Ш.