Могут ли петербургские верфи сделать вертолетоносец не хуже французского?

13 апреля 2010-го исполнится 20 лет Союзу промышленников и предпринимателей Петербурга. Понятно, что именно в этот день никто и ничего праздновать не будет, хотя промышленники люди не суеверные. Торжественное заседание в Смольном и дискуссии о будущем промышленного Петербурга запланированы на более запоминаемую дату – 22 апреля. А на минувшей неделе руководство союза делилось планами на будущее и ситуацией на сегодня, давая понять, что с промышленностью Петербурга не все так плохо, как могло быть.

     Даже в 2009-м, кризисном году, кое-какие отрасли умудрились пойти в рост.  Особенно рьяно рвануло вперед судостроение. Как рассказал Владимир Александров, генеральный директор завода “Адмиралтейские верфи”  и лидер СПП СПб, объем госзаказа в 2010 году увеличится в 2 – 3 раза по сравнению с прошлым годом. За счет экспортных контрактов (суда продаются на экспорт через госструктуры) и заказов на строительство судов для ВМФ РФ, отчасти – и для Минтранса. Понятно, что ВМФ США боевые суда у нас заказывать не будет, потому что Барак Обама человек стеснительный и вынужден перед своей собственной промышленностью отчитываться о ее поддержке. Но т.н. третьи страны, как то Индия, Венесуэла, покупают построенные в Петербурге подводные лодки и крейсеры с удовольствием. По мнению президента Союза промышленников и предпринимателей Анатолия Турчака, они  и останутся в ближайшие годы нашими основными клиентами за рубежом.

– Вооружение и военная техника – это единственное, что мы поставляем на экспорт, остальное – сырье, – рассказывает Анатолий Турчак.

Между тем внутри самой России сложилась странная ситуация. Министерство обороны РФ начинает закупать за рубежом военную технику и вооружение.  Так закуплена уже крупная партия английских снайперских винтовок для российских ВДВ, обрезано финансирование отечественных разработчиков беспилотных летательных аппаратов, вместо этого закуплены израильские. Сейчас Минобороны обнародовало план закупки французского десантного корабля-вертолетоносца “Мистраль”.

– Мое отношение к этому отрицательное, – делится Анатолий Турчак. – С точки зрения электронного оборудования, которое стоит на “Мистрале”, мы можем делать не хуже. В авиационной промышленности мы это уже делаем последние 20 лет – так “Ленинец” поставил радиоэлектронные комплексы на истребители СУ 27Б и бомбардировщики СУ 34, не хуже американских, отправили в Индию электронный комплекс “Морской змей” для самолетов морской авиации, до которого американским и британским аналогам далеко. Это мнение индусов, у которых комплекс стоит на боевом дежурстве.

– Мы готовы построить такой  корабль, как “Мистраль”, но заказчику нужно это сегодня, а технологический цикл строительства занимает 34 месяца, – рассказывает Владимир Александров. – Так что первые два транспорта будут заказаны у Франции, а еще два аналогичных построят в Петербурге – на “Адмиралтейских верфях” и Балтийском заводе.

“Адмиралтейские верфи” обеспечены заказами до 2017 года, однако в условиях кризиса рентабельность флагмана судпрома упала с 25 до 15% и ниже, так что брать приходится количеством. В 2009 году завод произвел продукции на 6,6 млрд руб, а за первый квартал 2010-го – уже на 9,5 млрд, и по итогам года планирует выйти на 20 – 25 млрд руб.

Не у всех предприятий, однако, дела обстоят столь блестяще. Во многом благодаря шатаниям из огня да в полымя. До перестройки основой благосостояния заводов Петербурга был госзаказ, в большей части – оборонный. В начале 90-х был принят курс на конверсию, однако массовых вливаний со стороны государства на эту программу не поступило, так что каждый конверсировался, как мог. У многих предприятий это так и не получилось. Одно дело выпускать сковороды в качестве побочной продукции, другое дело – конкурировать на свободном рынке с французской “Тефаль”, основанной в 1956 году исключительно для производства сковородок. Несмотря на огромное количество оборудования для литья и штамповки, конкурентоспособные сковородки в Петербурге производит только один завод “Нева-металл посуда”. И так не только со сковородками, а едва ли не всей мирной продукцией. В итоге, отшатнувшись в начале 90-х от оборонки, петербургская промышленность вернулась к ней в начале 2010-х годов. Сегодня более 50 предприятий Петербурга (КБ, заводов, верфей) – махина и маховик ВПК.

Где оборонка – там госзаказ, а где госзаказ – не обойтись без стройной структуры лоббирования. В России с этим пока не очень стройно. Российский союз промышленников и предпринимателей создан  в 1990 году, спустя несколько месяцев после создания СПП Петербурга, однако до сих пор четкого взаимодействия его со своими региональными собратьями нет. Когда госзаказы делят в Москве, сунуться в этот калашный ряд со своими  подносами руководителям петербургских предприятий трудно.

Посему решили действовать посредством личных связей, возведенных в ранг государственно-частного партнерства. СПП СПб инициировал принятие закона “О промышленной политике” и создание нового координационного органа – Промышленного совета во главе с Валентиной Матвиенко.

 – Наступательная позиция СПП СПб позволила в 2009 году, за счет работы губернатора – после каждого нашего совместного заседания она проходила путь от министра обороны до президента – увеличить объем оборонного заказа в 1,6 раза до 67 млрд рублей, – рассказывает Анатолий Турчак.

По оценкам президента СПП СПб, в 2010-м, за счет той же технологии протаптывания кабинетов нужными туфлями, объем оборонного заказа сохранится на том же уровне или чуть-чуть уменьшится.

По официальным статистическим данным, индекс промышленного производства в Петербурге за 2009 год упал на 21%, но сами промышленники не согласны с такой оценкой.

– Индекс – это изобретение, к которому  я отношусь спокойно, – комментирует Анатолий Турчак. – Сами мы оперируем объемом производства, а он упал на 7%.
А упасть на 7 в таких условиях – все равно что подняться.