Русский музей представил в Строгановском дворце проект «Ленинградский Рок-клуб в фотографиях. К 40-летнему юбилею». 170 фотографий семи авторов повествуют о делах давно минувших дней: восьмидесятых годах прошлого века. Которое для одних – ностальгия по славной молодости, для других – корни и предтечи, для третьих – портрет предперестроечного времени, вызывающий желание сравнить с современностью.
Авторы выставки (куратор – Светлана Зинченко) предпочли фанатский метод показа материала, размещенного по персонажам – музыкантам и рок-группам. Возможно, это было жесткое требование спонсоров, без которых сейчас почти не бывает музейных проектов. На мой взгляд, гораздо интереснее стал бы художественный принцип – показ по фотографам. К счастью, все они живы-здоровы, продолжают активно работать, хотя и в разных областях.
Тогда стало бы ясно, что Валентин Барановский, фотограф Кировского театра, в 1981 году – единственный профессионал из всех семерых, принес в Рок-клуб свое мастерство человека с камерой у рампы. Особенно хорош портрет Константина Кинчева 1985 года и Сергея Курехина 1986-го.
Фотографии Джоанны Стингрей, Джуди Филдс, Наташи Васильевой-Халл и Владимира Быстрова – временами удачны, но чаще – это свидетельства участников событий, оказавшихся в нужный момент в правильном месте. Таковы снимки Васильевой-Халл на улице Рубинштейна, 13 перед концертами.
Самое интересное на выставке – фотографии Андрея Вилли Усова и Дмитрия Конрадта. Сорок лет назад Усов служил в отделе главного художника Дворца молодежи и только начинал. Конрадт, дипломированный геолог, пошел на завод в фотолабораторию. Замечательны портреты Гребенщикова и Мамонов – у Усова, Цоя и Башлачева – Конрадта. Оба мастерски снимали на улицах Ленинграда перед концертами и во время выступлений рок-музыкантов. С этих фотографий началась их профессиональная карьера.
Вадим Шувалов
- На заставке: Виктор Цой в кочегарке «Камчатка». Джоанна Стингрей. 1985
- Петр Мамонов. Наташа Васильева-Халл. 1990
- Сергей Курехин и Александр Баширов в спектакле «Колобок». Театр «Балтийский Дом». Дмитрий Конрадт. 1994