Московский подход к генеральному плану. С петербургскими комментариями

Публичные слушания по Генеральному плану надо проводить не тогда, когда его многотомный проект уже создан, а на стадии разработки концепции генплана. Эта идея высказанная Александром Коллонтаем, заместителем директора Института генплана Москвы, вызвала наибольший интерес на IV Назаровских чтениях «Градостроительство XXI века», которые состоялись в Доме архитектора.

Резонанс понятен: Петербурга вступает в период подготовки нового Генерального плана, который должен быть принят в 2021 году и спрогнозировать функциональное развитие городской территории на срок до 2043 года.

 

Коллонтай пояснил, что концепция генплана – это система связанных между собой градостроительных политик, которые необходимо предварительного обсуждать с гражданами. В форматах анкетирования, онлайн-опросов и семинаров. Среди «политик» – строительство жилья, транспорт, места приложения труда, экология, общественные пространства и т.д.

Жилищная политика должна регулировать обеспечение людей социальной крышей над головой, а также создавать жилье для привлечения качественной рабочей силы. И только остальные строящиеся кв. метры могут выпускаться в свободную продажу.

Опыт публичного обсуждения концепции сейчас проходит обкатку в Воронеже, где Институт генплана Москвы будет создавать новый городской генплан.

Александр Карпов, директор Центра экспертиз ЭКОМ, скептически прокомментировал «Городу 812» идею перенесения обсуждения концепции генплана, которая используется в западных странах, в наши российские реалии.

Обсуждения градостроительных политик с населением требуют существования развитого гражданского общества. Сколько будет проведено семинаров у нас? Один-два на район. А нужны десятки и сотни: в каждом муниципальном образовании с участием разных групп людей в разное время – при поддержке десятков же квалифицированных модераторов и специалистов.

В подобных семинарах на Западе принимают участие местные депутаты, кандидаты в депутаты, кандидаты в кандидаты…

Они конкурируют между собой за внимание и будущие голоса жителей городов, где готовятся генпланы. Предлагаемые пути решения проблем городского развития являются для активистов входом в большую политику, где они будут реализовывать достигнутые договоренности.

Карпов соглашается, что сама идея обсуждения с народом «политик», а не поквартальной раскраски зонирования, хороша и хотелось бы ее перенять и тиражировать. Но пока в обществе нет политики, такое обсуждение будет имитационным.

Что касается предложенной Коллонтаем модели жилищной политики по обеспечению населения социальным жильем, то и ее Карпов считает нереалистичной.

Для успеха нужно создать муниципальные строительные компании и обеспечить их «длинными» и дешёвыми деньгами. Эксперт не уверен, что это возможно. Но допустим, что за счет героических усилий удалось преодолеть возражения ФАС и других строгих контролирующих органов. Все равно такие  компании, по мнению Карпова, ничего существенного, кроме, разве что, одного-двух образцово-показательных домов,  не построят.

Почему? Да потому, что в компаниях, существующих на гарантированные бюджетные средства, обязательно окажутся не профи, а родственники, и приближенные руководства.

Вадим Шувалов