Может ли «Евровидение» помочь опере стать массовым искусством

Когда композитор Эдуард Артемьев еще только начинал свой творческий путь, он уже зарекомендовал себя как человек способный усидеть на двух стульях. Но не от конформизма, а по причине высокой творческой потенции. Со студенческих лет он связал свою судьбу с электронной музыкой. Но в андеграунд не ушел, а наоборот написал кантату для открытия Московских олимпийских игр.

  Потом почти одновременно сочинил музыку к фильмам Тарковского и к “Сибириаде” Кончаловского. Последняя стала  музыкальным символом Московского кинофестиваля и звучит перед началом каждого фестивального фильма.

Музыку к  сериалу “ТАСС уполномочен заявить” писал тоже он. Еще он сочинил  наваторскую оперу “Преступление и наказание”. И саунд-трек для сериала “Доктор Живаго”.  А в настоящее время ему удалось совместить несовместимое  – получить  за музыку к фильму “12” награды от двух враждующих кинематографических премий – “Ники” и “Золотого Орла”. Теперь он восхищается Евровидением и мечтает о мистериальном искусстве.

– Вы, как профессиональный музыкант, можете на конкурсах вроде “Евровидения” определить потенциального лидера?

– Нет, не могу. Ну, видимо, надо на кого попроще поставить. Сейчас такая тенденция – все превращается в две-три ноты. Видимо, когда дойдут до дна – до одной ноты, тогда пересмотрят свои позиции. Пока это работает.

– То есть вы со скепсисом к “Евровидению” относитесь?

– С моей точки зрения “Евровидение”  было серьезным мероприятием. Прежде всего, в силу технических особенностей. Там было все, что  только могут предложить инженеры. На ходу происходят трансформации, виртуальные образы становятся реальными. Колоссально!  Вообще, я думаю, что  искусство скоро упрется в мистерию. Именно там обнаружатся резервы, для того, чтобы  оно воспряло.

– А что сейчас с искусством все плохо?

– Все распалось на отдельные ручьи, на отдельные элементы, которые переработали себя. И иссякли. А сейчас нужно собирать камни. И это будет мистерия. Некое действие, оснащенное мощнейшей техникой, которую показало нам “Евровидение”. А участие зрителей! Когда зритель  сидит в зале не просто наблюдает, а участвует! Сейчас ведь зрителя ни чем не прошибешь. Он приходит в зал и, жуя поп-корн, говорит: “Покажите-ка мне”. Ну что это такое.  Его надо ставить лицом перед всеми этими могучими делами. Только надо это как-то организовать – написать сочинения соответствующие, залы построить.

– А в существующих залах не получится?

– Мистерия – это весьма дорогое удовольствие. В готовых залах она не  получится.  Это будем толчок, взрыв. И надолго. Такой, как рок-музыка. А дальше музыка, конечно, распадется на разные направления. А потом, закалившись, музыкальные и театральные течения  будут решать свои проблемы на совершенно другом уровне.

– То есть у нас, вместо разных искусств будет одна мистерия? И в театре так будет?

– Где угодно. Я говорю о  мистерии как о принципе. Хотя в театре это не получится, потому, что залы не те. Эта тенденция новая не только для нас, но и для Запада. Она связанна с большими начальными затратами. Потом это будет стоить приемлемые деньги.  Но такие изменения  необходимы, они просто висят в воздухе. Я это ощущаю.

– А кино превратится в мистерию? Это все таки ваш заработок.

– Я в кино вообще не вижу сейчас никаких тенденций. Это в советском кино были тенденции. И в голливудском – зарабатывать. Пока бьет эта струя, они будут ее эксплуатировать. Блокбастеры, истории всякие… Закончится эта тенденция, они будут делать психологическое кино. Чехова. И так же гениально будут делать. Голливуд, это такая машина, которая все может сделать. Просто они занимаются тем, что сейчас приносит доход и “вторую линию” открывать видимо не видят смысла. У них есть физическая, техническая и интеллектуальная база, а талант они могут взять откуда хотят. Поэтому могут решить любые творческие проблемы.

– Вы бы хотели участвовать в этих изменениях?

– Я бы хотел, чтобы мою оперу так поставили.

– Сейчас многие пишут оперы? Или вы один такой?

– Пишут, все время пишут. Беда оперы, как я ее  понимаю,  в том, что в свое время это был площадной жанр. Очень доступный по языку. Опера была вместо телевидения. А сейчас усилиями композиторов, великих и могучих, она превратилась в нечто элитарное. И запуталась в этих вещах. Когда потерян контакт со зрителями, то нарушаются какие-то вещи.

Вагнер, гений из гениев, но нельзя сказать, что его оперы – массовая культура. Кроме того, музыканты решили, что если опера, то только музыка. А опера – это театр, действие, сюжет. Музыка – это только один из пластов  этого действа. Одной  музыкой ничего не решишь.

Когда все решает  музыка,  получается скучища. Действия нет, все стоят как истуканы и что-то такое поют! Слов не разобрать. Беда.

Музыка не может решить проблемы действия и представления. Я пытался в своем произведении (опера “Преступление и наказание” – Е.Н.) несколько уменьшить роль музыки. После того как  вышла моя пластинка,  меня сильно  ругают в Интернете. Очень мощная стоит ругань. Я с удовольствием  читаю все это дело.

– Давайте о другом поговорим. Вот, с одной стороны мы, то есть Россия, принимаем сугубо западное “Евровидение”, а с другой у  нас  вернулась риторика холодной войны. Вы вот часто бываете на Западе. Ощущаете с их стороны что-то подобное?

–  По-моему, все это байки. Я это не почувствовал. Когда я туда только приехал, то  себя сразу проявил и был принят “в семью”. И все забыли, что я почти не говорю по-английски. А газеты и журналы я читать еще не мог. А потом бы период был, когда я почти безвыездно жил там три года. И  телевизор смотрел для языка. Там по телевизору политики очень мало. Есть такая передача “Доброе утро, Америка”. Она из Нью-Йорка  идет.  Вот там – да, А остальное  – шоу, ток-шоу, разговоры, кино.
 
Америка очень благожелательно настроенная страна. Я ее  очень полюбил и полюбил, что называется навсегда. Чудные люди, много соотечественников. В Лос-Анджелесе живет три волны эмиграции. Еще дореволюционная, послевоенная и наша.

– Получается, мы обращаем на американцев больше внимание, чем они на нас?

– Безусловно. Надо просто забыть об этих своих ощущения. Есть три-четыре  мира – буддийский, христианский и мусульманский. Америка – христианская страна. Значит у нас с ними очень много общего. И надо искать все время ни то, что отторгает нас друг от друга, а то, что объединяет. Тогда не будет проблем.

– Но ведь Америка тоже не едина. Есть белые протестанты, мексиканцы-католики. И все они от нас здорово отличаются.

– Мексиканцы сильно отличаются. В Лос-Анджелесе, кстати, очень мощная мексиканская диаспора. Там, года два назад произошло знаменательное событие – мексиканцев как национальности стало больше чем  всех остальных. Стали больше приезжать, проникать. Граница-то как проходной  двор. И к чему это приведет, еще неизвестно.  Они очень сильно отличаются от американцев в нашем традиционном представлении. Потому, что это такая низшая каста. Они работают в основном в сфере обслуживания – садовниками, няньками, поварами. Обслуга, обслуга…

– А в Голливуд сложно пробиться?

– Конечно. Это же отдельная контора. Туда со всего мира берут самых лучших. Сейчас вот  китайцы выдвинулись. Сразу три знаменитых китайских режиссера сейчас работают в Голливуде. Наш Бекмамбетов.

– Неужели он уже завоевал Голливуд?

– Конечно! Он сейчас снимает картину,  я забыл ее название, так у нее самый большой в Голливуде бюджет.

– А кроме Бекмамбетова наших там много?

– В кино наших работает мало.  Правда, когда месяцев восемь назад я был в Лос-Анджелесе, видел каких-то людей – актеров, которые хорошо говорят по-английски. Меня  почему-то узнали.

– Они успешны?

– На их уровне – довольно  успешны.  Если есть работа по профессии, это уже большой успех.

– А как вам удалось пробиться?

– Я сразу получил работу. Сразу. Причем, в голливудской  картине. “Гомер и Эдди” Кончаловского. Работал, что называется, день и ночь. Чтобы показать себя. Проблема была только с языком. Хотя они все делали, чтобы этих проблем не было – дали мне помощников. Там все для всех делается. Дадут все, то я хочу. Только бы я  писал ноты.  Стоит только  позвонить, тут же предоставят – обеды на дом, какие-нибудь ноты из библиотеки. У них же есть специальный музыкальный продюсер. У меня, например, был Дэвид Чаклер. У него своя компания  – он занимался производством пластинок. Раскручивал неизвестные рок-группы. Так вот, у него было достаточно денег, чтобы решить любые проблемы. Оркестр, музыканты…

– Это сильно отличается от нашего кинопроизводства.

– В этом плане – да. Думаю, даже от  мирового  кинопроизводства отличается –  я работал и в Англии, и во Франции, и в Германии.   Конечно, в  советском кино были свои особенности. Государство решало любые проблемы, какие возникали. Для Тарковского, когда  он снимал “Солярис” построили какую-то совершенно фантастическую декорацию. В то время таких декораций еще никто не делал. То есть когда нужно было – могли.  А “Война и мир”. Такую картину до сих  никто не может снять. В таком гигантском проекте должно участвовать государство. Но это все такие авральные дела. Не системные. А американцы все время свою систему совершенствуют. А остальные страны за ними тянутся.

– Вы вроде бы писали новый гимн России. Но ваш гимн не выбрали – оставили старый советский. Вам обидно?

– Я уже не помню, почему решили оставить старую музыку.  Был же проведен конкурс. Я сам там участвовал.

– Зачем участвовали?

– Так получилось – у меня музыка была соответствующего содержания. Узнали, что у меня была такая  музыка и напомнили мне. Из  спектакля, который не пошел.

– А кто кроме вас участвовал в конкурсе?

– Я даже не знаю. Конкурс был закрытый – кто эту музыку слушал, кто принимал решение – неизвестно.  Так решили и все.  Но с другой стороны у страны же должна быть история. Менять гимн каждый раз когда приходит новая власть? Смехотура, же.  Когда нет истории, нет традиции, не на что опереться. Так, что может быть это и правильно. Идеально, наверное, было бы “Боже царя храни”. Но нить там  порвалась, полностью прервалась  история России. Так что не смогли решиться на это. Градский, кстати говоря, сделал замечательное представление  “Боже царя храни”  – с хорошей инструментовкой, с народным и симфоническим оркестрами. Очень мощно. Я думал, что это безусловный победитель. Но ничего подобного!

– Вас не возмущает, что выбрали не вашу версию, и не версию Градского, а опять гимн СССР?

– Это политическое решение. Страна в то время была на гране раскола. Вообще, кошмар был. С коммунистами эта проблема… Путин, наверное, поступил мудро – уравновесил. И сразу все закончилось.