Количество туристов, отправляющихся из Петербурга на отдых этим летом, вопреки прогнозам если и снизилось, то незначительно. Однако предложение горящих туров стало гораздо меньше. И если до кризиса «горящая путевка» почти всегда означала дешевую путевку, то сейчас это уже не так.
Горящий тур – это в первую очередь просчет туроператора. Сейчас турфирмы испытывают финансовые трудности и поэтому стараются избегать ошибок.
– Горящий тур появляется, когда туристический оператор, специализирующийся, допустим, на Турции, планирует чересчур большое число туристов, не успевает продать все путевки, и в результате – появляются лишние места в самолете, – поясняет вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. – Сейчас ошибки – слишком большая роскошь. Турфирмы изо всех сил стараются, чтоб путевки раскупали как можно раньше, и предлагают клиентам разные бонусы. Оператор скупает не весь самолет, а только небольшую часть.
– Но количество туристов тоже уменьшилось.
– Опасения туроператоров не оправдались: в это лето многие собираются путешествовать, несмотря на кризис. И в итоге путевок, наоборот, стало очень мало, на некоторых направлениях, в частности, пляжных, – возник дефицит. Это тоже риск для турфирм – ведь они могут так потерять постоянных клиентов, но все же меньший. Так что если вы увидите где-то на окне рекламу горящих путевок за 50 процентов от стоимости – это наверняка окажется рекламным ходом. Не стоит забывать, где бывает бесплатный сыр. И еще – турфирмы почти наверняка постараются покрыть расходы и, скорее всего, навяжут какие-то дополнительные услуги.
По словам Сергея Корнеева, еще десять лет назад стандартная путевка содержала в себе 80 процентов стоимости – и 20 процентов накрутки туроператора. Поэтому – а еще оттого, что фирмы не сразу научились работать – горящих путевок было очень много. И вообще – при таких прибылях было в порядке вещей дарить клиентам радость за меньшие деньги. А сейчас прибыли маленькие – 3 – 5 процентов.
Изучение петербургского туристического рынка показало: горячие туры теперь не имеют ничего общего с дешевыми турами. Допустим, на сайтах типа “магазин горящих путевок” можно найти информацию о турах за 10 тысяч рублей (неделя полупансиона на южном море), но уже при звонке в фирму выясняется, что путевка стоит 15 тысяч, но вылет действительно завтра, поэтому оформлять нужно срочно.
– Горящие туры почти не рекламируются в интернете, и тем более – с помощью бумажек на окнах, – рассказали “Городу 812” в турфирме “Амазонка”. – Если у нас появляются лишние места – мы просто обзваниваем старых клиентов и за несколько часов набираем полный комплект. Даже если тур – в визовую страну.
Новое течение в хоттур-бизнесе – это запись в туристический клуб, внесение залога и ожидание подходящей поездки. Правда, в Петербурге таких клубов нет, только в Москве.
Менеджеры компании натасканы на поиск горячих туров по всем столичным туроператорам, а посетителю достаточно зайти на сайт фирмы. Кстати, изначально это был даже не сайт, а сообщество в живом журнале. Московские коллеги уверяли, что фирма работает честно и ее единственный недостаток – плохой офис и трудности с дозвоном. Предложения я оценила: 12 дней в Греции за 250 евро или 10 в Таиланде – за 600 долларов с перелетом.
Забронировать полет можно было по телефону или электронной почте, но вот оплатить… Оказывается, предоплата – 50 процентов стоимости предполагаемого тура – должна быть заранее сдана в офис, чтобы менеджеры могли забронировать тур спустя несколько минут после моего звонка. А остальную сумму можно неспешно подвезти в течение дня .