Наблюдатели твердили, что на объявлении победителей ежегодной премии «Музейный Олимп-2017» сюрпризов не будет. Но они ошиблись. Хотя и не намного.
Большой, серьезной интриги премия лишилась по двум причинам. Сначала Эрмитаж принял решение не участвовать в конкурсах этого года ни в одной из семи номинаций. По источникам, причина такая: если главный музей побеждает, то обижаются все остальные, если побеждает кто-то другой, то обижается весь Эрмитаж. На самом деле, за этим отказом спрятана органическая проблема «Музейного Олимпа», которая осознавалась придумавшим его Антоном Губанковым с самого начала. Невозможно объективно сравнивать продукцию музеев, имеющих несопоставимые финансовые, административные, технические и прочие возможности.
Несколько лет назад организаторы обсуждали идею разделения всех номинаций на две группы – для больших и малых музеев. Но малые обиделись, усмотрев в этом попытку объявить их учреждениями второго сорта, создании гетто, где они будут изображать милый междусобойчик.
Вторая причина: на гран-при «Музей года» претендовал только ГМЗ «Гатчина», отмечавший в этом сезоне 250-летие Большого Гатчинского дворца. В сезоне, потому что премию вручают за достижение с 1 сентября предыдущего года до 1 сентября нынешнего.
Говорят, что на стадии лонг-листа обсуждались кандидаты двух других юбиляров. В 2017 году исполнилось 85 лет Музею истории религии и Музею городской скульптуры. Но в шорт-лист они не попали.
В качестве утешения Музей истории религии получил приз в номинации «Престиж Петербурга за выставку «Искусство, религия, власть», показанную в Турку. Он обыграл Русский музей, который больше нигде не попал в шорт-листы.
В новой номинации «Неформат» многие ожидали победы Всероссийского музея А.С.Пушкина с интернет-проектом «Поздравь Пушкина с днем рождения». Но выиграл ГМЗ «Петергоф», издавший альбом с портретами всех полутора тысяч своих сотрудников. Тираж – по количеству сотрудников.
В номинации «Выставка года» ГМЗ «Царское Село» с проектом о 1917 годе «Накануне» опередил Манеж с выставкой «Китайская армия. Современные художники Китая». Директор Манежа Павел Пригара и председатель попечительского совета ректор Академии художеств Семен Михайловский покидали церемонию расстроенными.
Хотя в номинации «Музеи-детям» Музей-мастерская Михаила Аникушина обыграла «Царское село», но это не изменило картины: соревноваться с большие музеями практически нереально.
Еще одним подтверждением этой истины (или несбалансированности «Олимпа» – как кому нравится) стало соревнование в книжной номинации третьего издания справочника «Система научного описания музейного предмета», созданного научными сотрудниками Российского этнографического музея и первой в России монографии «Альбер Бенуа», которую Екатерина Савинова, научный сотрудник НИМ РАХ создавала по собственной инициативе.
Угадайте, кто победил?
Правильный ответ – большой музей.
Вадим Шувалов