Еще четверть века назад увидеть на российских дорогах иномарку было в диковинку. Львиную долю автопарка страны составляли детища отечественной автомобильной промышленности. Сегодня картина кардинально изменилась: на долю иномарок сейчас приходится 40 процентов (для сравнения: в 1994 году – не более 5 процентов). На чем сейчас ездят россияне и как их автомобильные предпочтения разнятся в зависимости от места жительства.
К середине 2010 года российский парк легковушек по сравнению с годом предыдущим увеличился на 4,4 процента и дорос до 33,8 миллиона автомобилей. Доля российских автомобилей на наших дорогах пока еще выше – 60 против 40 процентов, приходящихся на иномарки. Тем не менее иностранные автомобили с каждым годом все больше теснят отечественный автопром. Общее количество иномарок к середине 2010 года увеличилось до 14,3 миллиона, тогда как годом ранее их было 13 миллионов.
Первое место прочно занимает японская Toyota, на долю которой приходится 9,1 процента автомашин, второе место за Nissan – 3,7 процента. И лишь третью строчку рейтинга отвоевал у японцев европейский Ford с долей 2,7 процента. Примечательно, что “японцы” прочно завоевали Дальний Восток и Сибирь. А вот Урал стал своеобразной границей в автомобильных предпочтениях россиян. Ведь если во Владивостоке или Новосибирске пятерка лидеров среди иномарок состоит сплошь из “японцев”, то в Екатеринбурге этот рейтинг смог “разбавить” Ford.
– Причины распространения тех или иных марок в регионах в основном географические, – поясняет начальник отдела аналитики агентства “АВТОСТАТ” Андрей Топтун. – Во Владивостоке и Восточной Сибири традиционно распространены японские праворульные автомобили “в возрасте”, бывшие особо привлекательными до введения повышенных пошлин из-за низкой цены.
Для дальневосточников и сибиряков и сейчас выгоднее привести автомобиль из Японии, так как из-за огромных транспортных расходов ввезенные автодилерами в регион “европейки” и “россиянки” им просто не по карману.
В центральной же части нашей страны более доступными по цене, наоборот, являются европейские марки и продукция отечественного автопрома. Причем и подход к выбору автомобиля здесь в отличие от восточной части страны иной – лучше “Жигули”, но новые, чем иномарка, но подержанная. Потому и средний возраст автопарка здесь всего 9-10 лет, а не 17, как во Владивостоке.
– В городах европейской части России парк формировался преимущественно из новых автомобилей, – подтверждает Андрей Топтун. – Так, для жителей Москвы и Петербурга (а на эти города приходится до 50 процентов автопарка страны) наиболее привлекательными оказались довольно бюджетные модели Ford.
Любопытно, что в TOP-5 иномарочных предпочтений жителей обеих столиц не попал вечный конкурент Ford в рейтингах продаж – Chevrolet, хотя в общероссийском рейтинге этот бренд располагается на 4-м месте с долей в 2,5 процента от всех иномарок в стране. Возможно, Ford обогнал Chevrolet благодаря программе утилизации, специально под которую вывел на рынок Focus по сниженной цене. У Chevrolet же в этой программе участвовала лишь Niva, явно уступающая в конкурентной борьбе Focus. По данным АВТОСТАТа, по России сейчас колесит 436 тысяч Ford Focus и всего – 286 тысяч Chevrolet Niva. Однако Chevrolet получит возможность отыграться уже в следующем году, когда в список автомобилей, попадающих под программу утилизации, добавится популярная модель Lacetti калининградской сборки.
Не смогли набрать существенную долю в автопарках российских городов и корейские автомобили, которые, несмотря на близость к Дальнему Востоку, так и не смогли потеснить там “японцев”. Более того, бьющий в европейской части страны рекорды продаж KIA пока не смог закрепиться в пятерке лидеров по распространению ни в одном из крупных городов страны, а в целом по России занимает лишь 14-е место с долей в 1,2 процента. Немногим лучше дела у Hyundai, который отметился в TOP-5 Москвы, Екатеринбурга и Краснодара и обосновался на 6-м месте в общероссийском рейтинге иномарок с долей в 2,1 процента.
Кстати, самыми “иномарочными” городами в стране являются Владивосток и Калининград, где на долю иностранных машин приходится соответственно 91,9 и 84,1 процента. Эти же города лидируют и в рейтинге наиболее возрастного автопарка.
– В отличие от Владивостока, в Калининграде в лидерах немецкие бренды, что объясняется существовавшими ранее льготами по растаможке иностранных автомобилей как резидентов особой экономической зоны, – анализирует Андрей Топтун.
Однако куда более любопытная картина автомобильных предпочтений складывается в Дагестане. Общая доля иномарок в Махачкале заметно ниже, чем в среднем по стране – всего 16,4 процента, однако автопарк республики не сильно старый – средний возраст составляет 14,3 года. Но самое интересное, что это единственный в стране регион, где лидирующие позиции занимают автомобили премиум-класса. Так, на первой позиции здесь Mercedes, и доля его – 17,82 процента, что даже выше, чем в Калининграде, где этот бренд набрал лишь 11,19 процента и уступает по распространенности Volkswagen. А 12,97 процента иномарок в Махачкале приходится и вовсе на BMW – марку, которая не попала в TOP-5 иномарок ни в Калининграде, ни в Москве, ни в Петербурге.
Другое дело, что в количественном выражении иномарок в Дагестане значительно меньше – всего 14 тысяч против 110 тысяч в Калининграде или 743 тысяч автомашин в Питере.