На что тратят деньги муниципалы?

В распоряжении Online812 оказался документ, который наглядно демонстрирует, на что тратятся бюджетные деньги муниципалитетов.Законодательное Собрание Санкт-Петербурга рассматривает подготовленный губернатором законопроект о прибавках к пенсиям муниципалов. Если его примут, то на заслуженном отдыхе бывшие госслужащие будут получать дополнительно по 5000 рублей, что сопоставимо с пенсией многих бюджетников. Видимо в ЗС решили, что чиновникам будет некомфортно жить на одну пенсию, после государственных зарплат.

                  Как нам пояснили эксперты, судя по всему, этот документ является проектом годового отчета муниципальных служащих. Интересен он тем, что в отчетах для жителей бюджет представлен куда менее подробно. Сегодня у нас появилась возможность узнать, что скрывается под такими расплывчатыми понятиями, как “благоустройство”, “военно-патриотическое воспитание” и т.д.

Сколько зарабатывают депутаты?

 Согласно закону о местном самоуправлении, официальную зарплату в муниципалитете могут получать только 10% депутатов. Если в округе 10 депутатов, то официально трудоустраивают только Главу МО, если 20 – то к нему добавляется его заместитель. Зарплата главы и официально трудоустроенного депутата МО определяется законами о предельных нормативах оплаты труда, и состоит из должностного оклада и дополнительных выплат (ежемесячный надбавки за выслугу лет на муниципальной службе, особые условия муниципальной службы (не более 200% от должностного оклада), работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение и т.д.). В среднем набегает очень неплохо. И это при том, что, судя по годовым отчетам, городские главы муниципалитетов только официально за прошлый год заработали в среднем от 600 до 1 млн. рублей. Главы Местной Администрации получают примерно такую же зарплату.

На практике большинство депутатов все-таки получают зарплату в муниципалитете, и вполне законную. Делается это через муниципальные учреждения, которые существуют практически везде. Естественно, там работают не все депутаты, но бывают и исключения. Например, в 2009-2010 годах все должности в муниципальных учреждениях в МО Измайловское (кроме главного бухгалтера и главного специалиста) были укомплектованы депутатами, а на содержание этих учреждений было затрачено в 2009 году в 3,7 раза, в 1 квартале 2010 года в 2 раза больше бюджетных средств, чем на решение вопросов местного значения.

В МО Екатерингофское до прошлого года было пять учреждений: “Помощь” (благоустройство), “Социально-правовой культурный центр” (организация праздников, социальные программы), “Экология и здравоохранение” (защита окружающей среды), “Олимпия” (детский клуб спортивной гимнастики), “Екатерингофское”. В конце прошлого года, после того, как на большое количество муниципальных учреждений обратила внимание районная администрация, было принято решение об их закрытии, но потом одно все-таки оставили. Но, как показал опыт, количество рабочих мест не уменьшилось – в оставшееся МУ “Помощь” были переведены все деньги и все депутаты.

По идее, это учреждение выполняло функции Местной Администрации, которая и должна заниматься благоустройством. Но поскольку в администрации такой отдел не был создан и наделен соответственными полномочиями, инициативу взяли на себя депутаты. Таким образом, благоустройством занимались те же люди, что и принимали бюджет. “То есть получается, что они сами назначают себе зарплату, и сами же ее потом получают. Нет как такового разделения властей. Прокуратура и другие контролирующие органы периодически обращают внимание на существование муниципальных учреждений, и на то, что там работают депутаты, но никаких санкций не предпринимают, – комментирует депутат МО Екатерингофское Александр Шуршев. – При принятии бюджетов у нас очень любят отчитываться, что муниципалитет тратит на себя в среднем 30% средств. Но это немного не так – ведь здесь учитываются расходы на содержание самого Муниципального Совета и Местной Администрации. А вот содержание того самого муниципального учреждения сюда не входит, хотя по идее это та же самая зарплата, те же самые депутаты, и стоило бы их туда вписывать”. Всего из 35-миллионного годового бюджета МО на этот год на содержание муниципального учреждения было выделено почти 5 млн., на содержание Местной Администрации – порядка 10 млн., и около 5 тратиться на содержание Совета, в котором официально помимо Главы МО трудятся секретарь, юрист и бухгалтер.

Есть у депутатов еще куча мелких, но не менее приятных бонусов. Например, в Петербурге все народные избранники, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, имеют право получать денежное вознаграждение (компенсация депутатских расходов, см. в таблице строку “депутаты”) в размере порядка 800 рублей. Так как в разных муниципалитетах работает разное количество депутатов, то и сумма варьируется от 20 до 80 тысяч в год. Помимо этих законных благ, не брезгуют народные избранники и небольшими бытовыми радостями за счет бюджета. Так в 2010 году Контрольно-счетная палата обнаружила, что в МО № 54 в качестве поощрения муниципальных служащих и депутатов из бюджета было выделено 53 100 рублей на приобретение абонементов в спортивный клуб.

Благоустройство

Возможно, жители и вникали бы в муниципальные дела, на собраниях обсуждались актуальные темы. Наверняка многие хотели бы подробнее узнать о том, что и на какую сумму в этом году будет “благоустроено”. Однако в бюджете, который обсуждается с жителями округа, прописывается только общая сумма затрат, а детали – в отдельной адресной программе, которую утверждает и реализует один и тот же человек – глава Местной Администрации. Поэтому адресную программу по благоустройству можно менять хоть каждый день, и ни с кем не нужно советоваться. А если так, то зачем тогда в начале года рассказывать жителям о своих планах поставить 100 скамеек, а в конце скромно отчитываться о 15? Поэтому о благоустройстве жители и узнают только в конце года в виде отчета.

Любой муниципальный заказ, стоимость которого превышает 80 тысяч рублей, выставляется на конкурс, для обхода которого, как известно, существует множество способов. Закон не запрещает депутатам, работающим в муниципалитете на непостоянной основе заниматься коммерческой деятельностью. К тому же свой бизнес можно всегда переписать на жену или родственников. Соответственно, депутат может на долгие годы обеспечить работой свои фирмы (строительные, поставка товаров, услуг и т.д.).

“К сожалению, здесь антимонопольные законы не работают. Более того, самое страшное это то, что занижение цены приводит к снижению качества. А сами работы не проверяет почти никто, поэтому муниципалы могут закапывать и раскапывать одну и ту же яму трижды в год, или наоборот – срывать холм, который потом снова вырастает. Количество спиленных деревьев кто-нибудь контролирует, считает их? А ведь каждое спиленное дерево это 10 тысяч рублей, как минимум. Качество детской площадки кто-нибудь контролирует? А если она сломалась – так ее на следующий год надо заново отстраивать. А это опять же деньги”, – комментирует советник Председателя Совета Федерации Наталия Евдокимова.

Заниматься благоустройством в округе муниципалы могут исходя из собственных предпочтений, однако советоваться с жителями все-таки надо. Очень выгодно устанавливать детские и спортивные площадки – такое благое начинание всегда приветствуется. Тем более что во дворе всегда можно повесить табличку: “Благоустроено стараниями муниципалитета №”. А вот асфальтировать муниципалы не любят, особенно в центре. По словам одного депутата, к этому дорогостоящему виду работ очень настороженно относится прокуратура, чуть ли не до сантиметра измеряет ширину покрытия – можно нарваться на обвинение в нецелевом расходовании средств.

ДНД и гражданская оборона

Воссозданные не так давно добровольные народные дружины являются, пожалуй, самой загадочной статьей расходов. Деньги на них тратят каждый год, в муниципальных газетах регулярно публикуют фотографии дружинников в форме, но на деле, живьем, их практически никто не видел. Тем не менее, дружина есть в каждом округе.

“Мы много раз обсуждали дружинников, я их тоже ни разу не видел, хотя живу в своем округе. На это тратиться довольно много денег (в прошлом году около 400 тысяч, в этом – 200 тыс.), – поведал Online812 депутат МО “Екатеринговское” Александр Шуршев. – Хотя эта работа и называется добровольной, на самом деле она оплачивается. Обычно деньги перечисляются общественной организации, которая имеет дружину. Таким образом, люди получают зарплату не напрямую из бюджета, а опосредованно. В моем муниципалитете, как мне говорят, дружинники сидят с участковым, и работают понятыми. Также их привлекают к охране массовых мероприятий. Хотя в моем округе дружина работает так незаметно, она регулярно занимает какие-то призовые места на соревнованиях и имеет кучу грамот, которые мне показывают каждый раз, когда я начинаю заговаривать о том, не много ли мы тратим на это денег. Но, видимо раз в Смольном считают, что у нас замечательная дружина, то мы ее должны поддерживать. То есть дружина на бумаге существует, а фактически ее вроде и нет”.
 

Помимо расходов на мифические дружины, в бюджетах часто бывают заложены немалые суммы денег на обучение безработных граждан основам гражданской обороны. Как следует из таблицы, на подготовку по программе МЧС в прошлом году один из округов потратил более 50 тысяч рублей. Предполагается, что на эти деньги муниципалы обучали безработных граждан основам безопасности жизнедеятельности. Проверить, проводились ли эти занятия практически невозможно. Однако обучение населения входит в обязанности муниципалов, поэтому им приходится осваивать деньги.
 

Муниципалы обязаны изготавливать обучающие плакаты с инструкциями по ГО и ЧС, а также выпускать брошюры “Как распознать террориста”, “Соблюдайте правила дорожного движения” и т.д. Обычно их выпуск инициирует районная администрация, а что дальше с ними будет – это уже дело десятое. Контролировать это уж точно никто не будет.

Праздники

 

 

Единого расписания торжеств в городе нет, каждый решает самостоятельно, что будет отмечать. Но мало кто из избранников народа погнушается отметить День пожилого человека, День инвалида по зрению, милиционера, врача, учителя… Словом, дни всех тех категорий граждан, которые придут на выборы и поддержат. К праздничку муниципалы готовят подарки, которые также нигде не регламентированы. Например, в одном из муниципалитетов к 9 мая ветеранам решили преподнести по мешочку орехов, чтобы было, что погрызть, отхлебывая чаек из пресловутого праздничного сервиза.

Однако во всех этих расходах больше всего удивляет стоимость “канцелярской мелочи” – изготовление авторучек для школьников почти на 6000 рублей, покупка держателей для шариков на 7500 рублей и т.д.

Приобретение театральных билетов на 18 500 рублей видимо была одной из самых масштабных в истории театральной кассы. Билеты действительно периодически распространяются среди жителей округа, но обычно они попадают в руки к своим – членам ветеранских организаций, которые исправно ходят на выборы.
 

Как большинство городских чиновников, муниципалы просто обязаны участвовать в городских траурных мероприятиях и присутствовать на возложении цветов. К каждому мероприятию за счет бюджета закупаются цветы и венки. Как оказалось, стоит это недешево. Мероприятия длятся долго, наверное, поэтому в памятные дни были заказаны банкеты.

В некоторых округах депутаты предпочитают масштабные праздники с народными гуляниями. Во время больших праздников муниципалы-соседи любят объединять свои усилия. Котел один, а каша у каждого своя на выходе. Вроде как мероприятие провели “скинувшись”, а потом каждый по нему и отчитался.

ВПР
Статья ВПР (военно-патриотическое воспитание молодежи) также настоящий источник вдохновения для людей, формирующих бюджет. Это полномочие было передано муниципалам Законом Санкт-Петербурга, но загвоздка в том, что осуществлять они его могут так, как сами это понимают.

Во многих учебных заведениях проводилась Зарница – мероприятие тоже не дешевое – 35 тысяч рублей. Отдельно оплачивалась работа судей – недорого, подзаработать можно было.

 

Как нам стало известно, в одном из округов организовывались лекции для школьников по толерантности. Стоимость одного “толерантного” занятия составляла от 8000 до 12000 рублей. Странным кажется и то, что в таблице в один день внесено сразу 5 занятий, стоимость которых указана в каждом случае отдельно. 

Ну и так далее – насколько хватит фантазии. Через конкурсные процедуры все эти мероприятия не проходят, поэтому проконтролировать их нельзя. Для жителей в отчете, опять же, напишут только общую сумму. Как максимум расскажут о том, что за этот год было проведено более 50 праздников, прививающих детям любовь к Родине.

Экскурсии

Часто муниципалитеты тратят порядочные суммы денег на экскурсии для малообеспеченных жителей округа и ветеранов – своих основных избирателей. Выбор тем экскурсий и их стоимость никто не регламентирует. Можно даже сплавать на Валаам, или сгонять по Золотому Кольцу, а депутаты и сотрудники муниципалитета могут поехать как сопровождающие. В принципе, нигде не прописано, что нельзя организовывать экскурсии в другие страны, хотя отметим, что доподлинно о таких случаях нам неизвестно.

Отметим, что в Интернете экскурсионные бюро предлагают свои услуги по более низким ценам. Например, стоимость трехчасовой экскурсии “Львы стерегут город” колеблется от 350 до 400 рублей с человека. За полный автобус с гидом турбюро берут от 4000 до 7500 рублей (автобус вместимостью 31-45 человек).            

Марина ТЕРПИНКОТ