Надо ли покупать машины сейчас или уже поздно?

Автосалоны пестрят объявлениями о скидках. Дилеры автомобилей предлагает недоплатить им по 30, 40, 60, 90 и даже 120 тысяч рублей. Увидев перечеркнутую цифру 500 тыс. руб. и тут же подписанную новую 400 тыс. руб., человек может подумать, что машина и в самом деле на 100 тыс. рублей подешевела. Но только если не знает, сколько та же машина стоила в ноябре-декабре. Если знает, то, скорее всего, обнаружит, что она, наоборот, подорожала. Более того – два эти противоположных понятия отлично сочетаются между собой. Ключевыми вопросами стали: в чем считать цену на автомобили (в рублях или др. валюте) и с чем эту цену сравнивать и на какой момент времени?

  После Нового года автомобили должны были, по одной версии, подешеветь (потому что дилерам надо распродавать нераспроданные запасы), по другой – подорожать (потому что пошлины выросли и рубль падает). Мы решили разобраться, что в итоге получилось.

Пробежавшись по автосалонам Петербурга, мы обнаружили, что в среднем с Нового года автомобили подорожали. Но в одинаковых кризисных условиях производители повели себя по-разному. И потому среди огромного моря машин есть сейчас марки, которые покупать более выгодно, чем другие.

       Самые подешевевшие

Лучший результат подешевления (даже в рублях по сравнению с 2008 годом ) из тех, что нам удалось обнаружить, показывают автомобили, про которые до недавних пор я лично ничего не знал.

Рекорд установила Brilliance M2  – минус 65 тыс. руб. в январе 2009-го по сравнению с концом 2008-го. В базовой комплектации она теперь стоит 390 тыс. руб. Вот только что это за машина? Вы про такую слышали? Я, к стыду своему, не слышал, но быстро выяснил, что это такой китаец, обтекаемый седан, похожий на БМВ, но проще и дешевле. Отзывы от российских владельцев самые разные: от “капсула смерти, машина из фольги” (человеку въехали в зад, после чего  машину пришлось выбросить, страховая компания заплатила 60% от полной ее стоимости) до “машиной  приятно удивлен и доволен”. 

На втором месте по удешевлению тоже китаянка – Tianma Fengling, или “Тянь Ма Фен Линь”, что в переводе на общечеловеческий – “Летящая лошадь”. Лошадь подешевела на 51 тыс. руб., до 389 тыс. руб., опять же в базовой комплектации (впрочем, у нее других комплектаций и нет). Это такой бюджетный внедорожничек, залезть в который очень сложно (по крайней мере, на заднее сиденье – дверь открывается на очень маленький угол), а выбраться еще сложней. Может, это для детей – но там нет ремней безопасности. Наверное, все-таки для собаки соседа.

На третьем месте в рейтинге подешевевших в рублях вовсе не китайские машины и даже не гордость российского автопрома  ГАЗ “Волга” (подешевела на 24 тыс. руб., до 270 тыс. руб., –  вариант с минимальным набором деталей), а приличная японская “Мазда”.

 – Уже в октябре цены на большинство популярных моделей Mazda –  Mazda-3, Mazda-6, CX-7, CX-9 – были подняты  в среднем на 10 – 12%, но с 1 января автоконцерн установил скидки на все модели 2008 года, завезенные в 2008 году, которыми мы сейчас только и торгуем, – рассказывает Владислав Косенков, старший продавец-консультант салона “Автопойнт” (официальный дилер Mazda) на ул. имени северокорейского лидера. –   Скидки в размере 95 – 100 тыс. руб. на Мazda-3 и Mazda-6, на 200 тыс. руб. для СХ-7 и наконец – на 240 тыс. руб. на  CX-9, компенсировали осенний рост цен, так что в итоге машины этих марок в среднем подешевели на 50 – 60 тыс. рублей. Причины такой ценовой политики – план производства на 2008 год, как и объем завоза в Россию, был установлен задолго до кризиса, машины завезли, и их нужно распродать в любом случае. Ноябрь был самым трудным, и в декабре было все еще тяжело, а сейчас машины расходятся очень хорошо, число проданных машины по сравнению с ноябрем-декабрем выросло в разы  – такого спроса у нас, пожалуй, не было даже до начала кризиса. Запас 2008 года активно убывает, непосредственно в салоне осталось, например, всего 4 штуки,  все по цене около 600 тыс. руб.  Но на складах есть еще. Чтоб получить, например, самую недорогую модель – Mazda 3, за 535 тыс. руб., седан, оснащенный кондиционером и АБС, нужно внести предоплату в 5% и подождать 2 – 3 недели.

Походил я, походил по салону и ничего не купил. Не было с собой даже полумиллиона, а “Мазда 6” в кузове универсал, чтоб можно было запихивать внутрь серфовую доску в 275 см, хотя и подешевел на 100 тыс. руб., стоил 913 тыс. руб. Но я был не типичным посетителем. В салоне царил ажиотаж. С десяток человек одновременно облазивали машины, а в кассу на оплату даже стояла очередь, правда небольшая – один человек (второй уже платил в кабинете за решеточкой), но это же и не булочная.

       Умеренные и прямолинейщики

Следующая категория производителей, которые могут быть интересны сейчас, – те, кто сначала тоже повысил цены, а потом установил скидки на завоз 2008 года, но скидки не компенсировали рост: в валюте машина подешевела, а в рублях подорожала. Таковы, например, Citroen и Volkswagen.

В результате взаимного наложения подорожания и скидок, которые действуют до конца февраля (как и у всех, у кого есть такие программы), “Ситроены” разных моделей выросли в цене на 0 – 10 процентов в рублях. Чем дороже машина – тем меньше скидка в процентах, но больше в рублях.

Другая крайность – производители, которые, невзирая на кризис, увеличили цену практически пропорционально росту курса доллара. Такова, например, Mitsubishi. По данным на прошлую неделю, цены на Mitsubishi Colt голландского производства выросли на 28%. Дело в том, что дилеры Mitsubishi в Петербурге установили цены в условных единицах. Когда я поинтересовался, что имеется в виду под “у.е.”, говорят – доллар.

 – Устанавливать цену в долларах по российским законам нельзя, а в у.е. можно, – пояснила продавец в салоне.

Вообще-то еще 1 января 2005-го в России вступил в силу  подкорректированный Закон “О защите прав  потребителей”, по которому абсолютно все предприятия России, продающие товары или услуги, обязаны  указывать цены в рублях. При этом  не возбраняется демонстрировать покупателю и второй ценник – в  у.е. Но в рублях цена должна быть указана обязательно во всех случаях. Впрочем, речь сейчас не об этом. А о реакции покупателей на цены в “у.е.” – она не слишком позитивная. Посетителей в салоне Mitsubishi меньше, чем у Citroen и Masda, хотя народ тоже бродит (есть исключения –  модель Mitsubishi Lancer завоза 2008 года стоит сейчас в рублях, как в 2008 году, – 533 тыс. руб.).

–  Сейчас выиграли те, кто держал сбережения в долларах и евро, если раньше за 20 тыс. евро можно было купить “Ситроен” С4 (машина С класса), то теперь за те же деньги – С5 (D класс),  но и те, кто зарабатывает в рублях и покупает сейчас со скидками, немного потеряли, а в случае с Berlingo (семейная машина, совмещающая в себе качества небольшого грузовичка – на неделе возишь пиво в собственную лавочку, на выходных – семью на горку: на нее сейчас самая большая скидка среди “Ситроенов”. – А. О.) – вообще ничего, – рассказывает Николай Соловьев, менеджер по маркетингу компании “Авто-Эксис” (официальный дилер Citroen). – Компания строит завод в Калужской области, планы эти не изменились. Чтоб обеспечить ему сбыт, нужно наращивать продажи,  план – до 50 тысяч автомобилей к 2010 году, для этого нужно сдерживать цены, что и делает компания-производитель.

       Слухи о смерти преувеличены

По прогнозам, мощные машины в России должны были с началом кризиса продаваться очень плохо, так как вступили в силу новые таможенные пошлины, привязанные к объему двигателей. Но пока сдаются только отдельные модели – например, на 12% в 2008 году сократились продажи Hummer в России, но еще больше, на 60% и на 58% соответственно, упали продажи Alfa Romeo и, как ни странно, бюджетной китайской Chery.

– У нас в салоне ни одного Mazda CX-7 (внедорожник) не осталось, все расхватали в январе, когда начали действовать скидки на эту модель, стоит только демонстрационный экземпляр, купить можно, но под заказ и подождав 2 – 3 недели, – рассказывает Владислав Косенков.

– Пока нет боязни, что спрос на внедорожники упадет в 2009 году, – считает Николай Соловьев. – Пошлины рассчитываются либо по объему, в евро, либо в процентах от стоимости, но в большинстве случаев – в процентах, поэтому вырастут не так уж много.

Опять-таки вопреки прогнозам институт автокредитования не умер. Хотя банки в основной своей массе резко увеличили ставки по автокредитам, но положение спас, в частности, “Сбербанк”, который предлагает  прямо через автосалоны кредиты под 11 – 13% годовых в рублях (правда, под первый взнос в 30 – 40%). Кроме того, активно развивают автокредитование банки, срощенные с автомобильными компаниями или активно с ними сотрудничающие, такие как французский BSGW, которые дают сейчас кредиты под 9,5% годовых в валюте.

– У нас не сильно упало число людей, покупающих машины в кредит, сейчас таких процентов 40, а было 50, – рассказывает Николай Соловьев.

Что будет дальше? Судя по нынешним темпам продажи, машины завоза 2008 года к февралю закончатся, и цены снова возрастут. Насколько и с какого именно числа – пока неясно. Производители еще не определились с планами, но прогноз такой: скорее всего первые поступления начнутся уже в марте, а цены вырастут процента на четыре, это минимум.  Но цены не будут расти пропорционально росту курса валюты, потому что мы для Европы и Америки – последняя надежда. Собственные граждане этих стран покупают машин плохо. В Европе уровень автомобилизации 600 – 700 на 1000 населения, у нас – 250, потенциал роста – в 3 раза. По крайней мере, так считают в Европе (они, наверное, по центру Петербурга не ездили).

И цены в Европе теперь, наоборот, больше, чем в России. Например, Mazda 6 в Европе, по данным официальных дилеров, продается по цене от 27 тыс. евро, что при курсе евро в 44 рубля составляло 1200 тыс. руб.,  а теперь при курсе  46,50 – 1255 тыс., в Петербурге же Mazda 6 (седан) в самой простой комплектации продается от 740 тыс. руб., что на 415 тыс. руб. дешевле, чем в Европе. Уж не с завода ли Toyota под Петербургом их туда везут, собранные подпольно в ночную смену? Все же японец японцу брат и сестра.    


Алексей Орешкин