Надо ли смотреть шестого «Гарри Поттера» людям с воображением?

Экранизировать «поттериану» можно разве что из-за денег. Или ради людей вообще без воображения. А у меня очень богатое воображение. Иногда мне кажется, что я могу представить себе все что угодно. Не могу сказать, чтоб мне это сильно мешало. Но и помогает мое воображение мне далеко не всегда.

  Например, однажды я решила избавиться от своей стоматофобии – боязни стоматологов, если говорить по-русски. Пошла к своей подруге-психиатру и взмолилась: “Сделай так, пожалуйста, чтоб я могла входить в кабинет зубного врача без посторонней помощи и чтоб зубы могла лечить под местной анестезией, а не под общей”.

“А как у тебя с воображением?” – спросила подруга. Услышав, что прекрасно, предложила шоковую методику лечения фобии. “Закрой глаза и представь, что ты в зубном кабинете и тебе делают самое страшное – скажем, каналы чистят”. Я немедленно представила.

Больше мы сеансов шоковой терапии не проводили. А стоматологов я стала бояться еще больше. И это при том, что мне еще ни разу в жизни не чистили зубные каналы, когда я была в сознании.

В другой раз я летела из отпуска самолетом ИЛ-86. Говорят, самым надежным из всех продуктов отечественного авиапрома. А летать я, вообще-то, не боюсь. Мне даже нравится.

Но тут мы попали то ли в грозу, то ли в зону жесткой турбулентности – настолько жесткой, что она длилась все три часа – от взлета до посадки, и даже еще часов пять после.

Короче говоря, весь полет я сидела и представляла, как у самолета отваливаются разные нужные детали, как матерятся пассажиры из-за того, что под креслами у них не парашюты, а свистки для отпугивания акул. Я прямо видела, как мы все летим вниз, постепенно обрастая сосульками, в своих нелепых оранжевых жилетах, и самые отважные из нас свистят, оповещая землю о своем приближении.

Самое удивительное заключалось в том, что я не начала бояться летать. Зато стала с утроенным интересом слушать лекцию стюардессы о том, как правильно надувать жилет и свистеть в свисток.

Зато вот где живость моего воображения мне не мешает, так это в момент чтения книжек. Я вижу картинку, представляю, как выглядят герои произведения, их быт и прочее. И если потом смотрю кино, снятое по прочитанной книжке, возмущаюсь, когда мое воображение не совпадает с режиссерским.

Вот написала Джоан Роулинг “Гарри Поттера”. И я считаю, что вся “поттериана” волшебна даже в нашем переводе. Есть истории, которые мне нравятся больше, есть – слишком уж мрачные. Но в целом это действительно великая сказка. (В этом месте очень хочется добавить “а кто так не считает, тот дурак”, но не буду.)
Роулинг удивительным образом описала все так, что экранизировать “поттериану” можно разве что из-за денег. Или ради людей вообще без воображения. Вроде режиссера Йейтса, на днях выпустившего в прокат “Гарри Поттера и Принца-полукровку”.

Шестая книга у Роулинг получилась раздумчивой, довольно мрачной, но необходимой. В нем читателю все подробно объясняют, скрупулезно готовя к неизбежному финалу – кто же все-таки кого. И когда вышел трейлер к фильму Йейтса, я подумала, что вот оно – попадание. Густые тучи над Лондоном. Пожиратели смерти, крадущие людей. Несчастная ученица Хогвартса, пораженная страшным заклятием. Какая-то тревожность и жуть. В этом трейлере была вся красота и суть книжки.

После фильма я поняла, что трейлер – лучшее, что сделал Йейтс. Вся красота так в нем и осталась. Шестая серия кинопоттерианы оказалась скучнейшим и длиннейшим кино. Зрители в зале бурно реагировали только на одну вещь – неоднократно повторенную фразу “Достань свою палочку”.

Перед фильмом на Невском курили возбужденные Гарри Поттеры в хогвартской форме. Всем им было основательно за тридцать. И на начальных титрах в зале были овации. После фильма аплодисментов уже не было. А один папа спросил у своей дочери: “Я чего-то не понял. Так Снегг – он наш или как?” А одна девушка обсуждала со своей подругой, что слишком неэффектно помер Дамблдор – “У Роулинг лучше. Белый этот, как его там, катафалк, толпа волшебников – а тут только палочками помахали в воздухе, как зажигалками на рок-концертах”.

В общем, человеку с богатым воображением на этом фильме делать нечего. Смотреть его – все равно что читать школьное изложение вместо нормальной книги. Все плоско, уныло и бессмысленно. Если, конечно, не думать о кинопрокатной кассе.       

;