Наказание за оставление места ДТП хотят ужесточить

Руководство Следственного комитета МВД заявило о необходимости ужесточить наказание за оставление места ДТП. Имелись в виду не все аварии, а те, где есть пострадавшие (статья 264 УК). До декабря 2003 года в кодексе имелась соответствующая статья – номер 265, по которой за побег с места ДТП можно было получить три дополнительных года колонии. Затем ее отменили, а теперь снова хотят возродить.

  Одни автомобилисты горячо выступают за ужесточение закона, так как им обидно, что аварию с пострадавшими – вернее, побег от ответственности за такую аварию – приравняли к ДТП, где пострадали только машины. Другие боятся провокаций. “Город 812” решил разобраться, как следует поступать законопослушным водителям, если закон будет ужесточен.

По слухам, статью отменили после ряда типичных случаев, когда водитель покидал место ДТП по просьбе пострадавшего – бабушки, которая уговаривала водителя отвезти ее в травмпункт. Депутаты решили, что карать человека за добрые поступки несправедливо.

Сейчас за это правонарушение судят по Административному кодексу – или отнимают права на полтора года, или сажают на 15 суток. Для тех, кто просто поцарапал чужую машину и уехал, это серьезное наказание. Зато тем, кому светит уголовное наказание за ДТП с жертвами, это – как слону дробина.

Иногда водителей-беглецов привлекают по статье “оставление в опасности”. Но для этого нужен целый букет обстоятельств. Чтобы водитель сообразил, что он наделал, чтобы вышел из машины, посмотрел на жертву и понял, что пешеход еще жив. А после этого уехал. И чтобы это подтвердили свидетели. И произойти все это должно в пустынной местности, где раненого человека действительно некому спасти.

В Петербурге такие случаи тоже были. В 2003 году петербургского бизнесмена осудили сразу по четырем статьям: наезд, сокрытие с места ДТП, оставление в опасности и заведомо ложный донос. Правда, для этого, по словам адвокатов, нужно очень постараться и нагромоздить столько глупостей, чтобы от сурового приговора не спасла даже плохая работа следователя. Бизнесмен не просто сбил девушку, но на глазах у свидетелей положил ее в машину и отвез на окраину города, где и оставил. А потом подал машину в розыск, но, поскольку расставаться с ней не хотелось, сам же ее и “нашел”. Ему определили три года колонии-поселения.

Чаще всего с места ДТП уезжают пьяные водители. По словам юристов, если закон следует ужесточать, то только ради пьяниц. А как быть с теми, кто сам стал жертвой оговора?

 “Мы ехали по Тучкову мосту, когда его стал переходить какой-то парень, – рассказывает автомобилистка по имени Анжела. – И мы его слегка задели крылом – понятно, что никакой “зебры” в этом месте никогда не было. Парень побежал быстрее прежнего, несмотря на наши крики и просьбы вернуться. Мы больше не тронулись с места, включили аварийку, вызвали ГИБДД, через несколько часов, когда наряд приехал, все ему доложили и оформили. Теперь, этот пешеход уже не может заявить, что мы его сбили и уехали. Только жаль времени потерянного”.

– Очень правильный поступок, – комментирует адвокат Владимир Гарнин. – Тяжело ждать гаишников по нескольку часов, поэтому, когда вызываете, не надо говорить, что пострадавший ушел. Для ДТП с жертвами норматив по приезду наряда ГИБДД – 20 минут. Если же “пострадавший” от вас не сбежал, нужно взять расписку о том, что он не намерен обращаться в лечебные заведения и не имеет к вам претензий. Разумеется, посмотреть у человека документы. И наконец – найти двух человек, вроде понятых, чтобы они поставили подписи на этом же документе. Это на случай, если выяснится, что пострадавший на самом деле не тот, за кого себя выдает.

По словам адвоката, нагромождение статей – когда водитель, совершивший тяжкое ДТП, учиняет еще какие-то грехи, чтоб избежать ответственности, – обычно ведет к тому, что сжигаются все пути к примирению. А прекратить дело за примирением сторон – мечта любого защитника. Лучше только оправдание.

“И вот представьте ситуацию, – рассказывает Гарнин. – Наш подзащитный возместил 500 тысяч ущерба, покаялся, и все потерпевшие готовы его простить. После этого уголовное дело было бы прекращено. Но судья заявила: с людьми-то вы примирились, а с законом примириться сложнее – и отправила человека в колонию. В то время как пятигорского мэра Тарасова, жертвами которого стали пять человек, по этой же причине – примирению – освободили вчистую. Если для водителей вернут 265-ю статью, мирить в суде будет еще сложнее”.    


Нина Астафьева

______________________________________________________________
  P.S. :

Еще одна инициатива МВД водителям понравится больше. Они предлагают возложить часть ответственности за ДТП на чиновников, плохо отвечающих за качество дороги, или автопроизводителей, допустивших брак. По оценкам ГИБДД, недостатки дорог и инфраструктуры – причина 20 процентов аварий.