12 апреля отмечался Всемирный день авиации и космонавтики. Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» является одним из основных российских разработчиков – производителей оборудования и систем для военной и гражданской авиации. Накануне праздника Юрий ЗАПЛАТКИН, генеральный директор компании, рассказал о том, что кризис не оказал негативного влияния на рост показателей в развитии отрасли, а также об использовании космических технологий во вполне земных целях.
Вооружаем не только заграницу
– Юрий Юрьевич, как сильно финансовый кризис повлиял на российский авиапром?
– По итогам 2009 года в оборонно-промышленном комплексе, в отличие от многих других отраслей экономики России, был достигнут ощутимый рост. При этом доля производства гражданской продукции на предприятиях ОПК сократилась с 40 до 30 процентов. В свою очередь, наша реализация в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, выросла на 239 процентов. Сейчас мы активно работаем с Индией, Ливией, Малайзией и Венесуэлой. В 2010 году мы рассчитываем поставить оборудование за рубеж на сумму 200 миллионов долларов, плюс еще около 1,5 миллиардов рублей через Рособоронэкспорт. Но меня очень радует то, что увеличился внутренний заказ, для Российской армии. Наконец-то, после довольно длительного перерыва, начался процесс замены морально и физически устаревшей техники на новую и современную.
– Что интересного происходит сейчас в вашей отрасли?
– Российский авиаприборостроительный комплекс все еще отстает от западного в научно-техническом, технологическом и организационном отношениях. Основная причина – разобщенность отрасли. Однако начался чрезвычайно важный процесс объединения ведущих авиаприборостроительных разработчиков и производителей в единый холдинг, управляющей компанией которого стало ОАО “Концерн “Авиаприборостроение”. Большинство предприятий нашей корпорации вошли в этот холдинг. Идет интегрирование национального авиастроения в мировую авиаиндустрию. Сам по себе это серьезный шаг по выходу на ведущие позиции. Мы наблюдаем, по сути, смену политики в развитии российского авиапрома. До недавнего времени Россия продолжала придерживаться “советской” линии – своей обособленной технической зоны в авиастроении. Но сегодня мы пришли к пониманию, что не можем ориентироваться только на внутренний рынок, к тому же весьма ограниченный. Однако, надо отдавать себе отчет в том, что даже для того, чтобы вернуть России рынки Африки, Азии и Латинской Америки, где широко были представлены советские самолеты и вертолеты, российскому авиапрому предстоит вступить в общемировое сообщество авиапроизводителей. При этом не раствориться в нем, а активным участием в международной кооперации завоевать для себя лидерство.
Не небом единым
– Не секрет, что многие предприятия ОПК производят также и “гражданскую продукцию”. Расскажите о разработках вашей корпорации в этом направлении.
– Наши “гражданские” проекты связаны с системами управления электроникой автомобиля. Например, в Смоленске, на заводе “Измеритель” нами разработана собственная система АБС. Есть еще один поистине фантастический проект – так называемый тахограф. Он представляет собой систему контроля и фиксации параметров движения для автомобилей, связанных с пассажирскими и грузовыми перевозками. Основные параметры – это пробег, время работы водителя, скоростные режимы и фиксация загрузки. Открываются очень широкие перспективы. Если у каждого в автомобиле будет такой аппарат с системой фиксации данных и возможностью их считывания, то в любой момент можно будет получить данные о том, где и когда водитель превысил скорость. Водители маршруток и общественного транспорта просто не смогут брать лишних пассажиров. А если шофер ради дополнительного заработка попытается отработать несколько смен подряд без перерыва, то наша система не допустит его до управления транспортным средством. Использование в аппарате газоанализатора исключит возможность нахождения нетрезвого водителя за рулем автомобиля. Кстати, на Западе уже давно прошли путь от примитивных самописцев до очень серьезных систем контроля на транспорте. В Европе, например, уже к 2015 году, хотят оборудовать все автомобили такого рода системами.
– Соблазн подделать параметры в этих системах будет очень велик. Как вы собираетесь защищать оборудование от взлома?
– Мы планируем ввести системы бесконтактного контроля с использованием космических технологий. Спутниковые системы связи позволят считывать данные дистанционно и дублировать информацию на сервер. Мы хотели бы начать применение этих систем с пассажирского и дальнобойного транспорта. А что касается дальнобойщиков, то, как известно, до 70 процентов аварий с участием дальнобойного транспорта происходят потому, что водители просто засыпают за рулем.
С кадрами – беда
– Можете ли вы выделить основную проблему аэрокосмической отрасли?
– Вне всяких сомнений, это кадры. У нас огромный научный и технический потенциал, а вот с кадрами настоящая беда. Самый большой “провал” мы наблюдаем на уровне средних технических кадров, потенциальных выпускников профессиональных технических училищ. Проще говоря, нет токарей и слесарей. Нормальная система образования должна включать в себя определенную образовательную цепочку: детский сад, среднюю школу, ПТУ и ВУЗ, но за последние годы мы потеряли одно из самых важных звеньев этой цепи – среднее профессиональное образование. Выпал целый пласт специалистов и от этого сильно пострадала отрасль. По-моему, все получилось так из-за того, что произошел определенный крен в сторону гуманитарного образования, а быть “технарем” стало не престижно, все школьники вдруг захотели быть экономистами, юристами, журналистами и менеджерами. Технические ВУЗы потеряли несколько поколений квалифицированных кадров. Возьмем, к примеру, “Политех”, в котором сейчас работают в основном преподаватели старше семидесяти и младше сорока. А с сорока до шестидесяти – вакуум. Чтобы эту проблему решить как можно скорее, мы планируем ввести систему целевой подготовки и переподготовки кадров.
– Что, на ваш взгляд, ждет отечественный авиапром в будущем?
– Сейчас важно консолидировать все предприятия отрасли, тщательно проанализировать потенциал каждого отдельного предприятия входящего в отрасль, и тем самым создать сильную конкуренцию западным производителям. Сегодня остается актуальным вопрос защиты внутреннего рынка – мы выступаем за глобализацию – объединение иностранного и отечественного потенциала. Зарубежным компаниям надо стремиться к совместной деятельности, к производству совместного продукта, а не к агрессивной экспансии на наш внутренний рынок. Мы завоевываем огромную нишу в поставках авиатехники, а это автоматически влечет за собой увеличение потребностей в производстве, его модернизацию, новые возможности для инноваций. Все это способствует динамичному развитию отрасли.
СПРАВКА
Общий объем выручки ОАО “Корпорация Аэрокосмическое оборудование” в 2009 году составил 8,8 миллиардов рублей, что более, чем в полтора раза больше чем в 2008 году. Прогнозы по выручке на 2010 год – 9,1 миллиардов рублей, а на 2012 год – 11, 2 миллиарда.
Объем прямого экспорта по долгосрочным действующим контрактам увеличился в 2009 году в 2,4 раза по сравнению с 2008 годом и составил 102,7 миллионов долларов. Прогноз на 2010 год – 105 миллионов долларов. Чистая прибыль предприятий корпорации составила более 241 миллиона рублей. Экспорт оборудования и комплектующих изделий для лицензионного производства в 2009 году осуществлялся по договорам с ФГУП “Рособоронэкспорт” в объеме около 57 миллионов долларов. Поставка запасных частей и предоставление услуг по ремонту ранее поставленного оборудования по прямым контрактам составило более 100 миллионов долларов. В основной перечень экспортной продукции входят изделия для самолетов типа Су-30 и МиГ-29 различных модификаций и ряда других самолетов и вертолетов.