Насколько полезны сообщества потребителей в интернете?

Перед тем как что-то покупать или воспользоваться какой-то услугой, неплохо узнать мнение людей, уже имевших с ними дело. Интернет, казалось бы, предоставляет для этого все возможности. А как обстоит дело на практике?

              Полезнее всего сервисы, привлекающие посетителей не только “потребительским” контентом – но про них (“Яндекс”, “Афиша”) и так все знают, поэтому писать о них неинтересно. К тому же ни один из таких сайтов не специализируется на отзывах “обо всем на свете”, но занимает свою нишу: на “Яндекс.маркете” можно посмотреть отзывы потребителей о различных товарах, на “Афише” – о книгах, фильмах, спектаклях. Мы же расскажем о трех сайтах, непосредственно специализирующихся на откликах потребителей на самый широкий спектр товаров и услуг.

“Абырвалг”.
Самое ОТЗЫВчивое сообщество – так позиционируют свое детище создатели сайта abyrvalg.com. И действительно, впечатление сайт производит очень благоприятное – не в последнюю очередь благодаря дружелюбному интерфейсу. Здесь можно оставлять и читать отзывы о самых разных организациях, разбросанных по городам России. Отзывы о товарах при этом не принимаются. Из существенных недостатков – много восторженных, очевидно рекламных отзывов (но их легко научиться отличить от откликов настоящих потребителей), а также низкая популярность сайта, выливающаяся в явно недостаточное количество комментариев.

“Не покупай.Ру”. Задача этого сайта более узкая – собрать негативные отзывы с тем, чтобы предостеречь других покупателей. На nepokupay.ru тоже нельзя комментировать отдельные товары, только компании и торговые марки, но это, пожалуй, не намеренное решение, а вынужденная необходимость: отзывов все равно так мало, что найти отзыв, например, о каком-то определенном фотоаппарате, почти наверняка не удастся. Из плюсов: в руководстве компаний, заботящихся о своем имидже, могут заметить критику и попытаться уладить конфликт мирным путем. Так, некоторые пострадавшие пишут, что после того, как они пожаловались на этом сайте, представители проштрафившейся компании связались с ними и все исправили.

“Обзограф”. Примерно то же, что и “Абырвалг”, только с более строгим интерфейсом и несколько расширенными возможностями. В отличие от двух предыдущих сайтов, на obzograf.ru можно оставлять отзывы о конкретных товарах. Главный недостаток – сайт работает в тестовом режиме, из-за чего страницы грузятся медленно. Посетителей (и, соответственно, комментариев) тоже мало.

Вывод из всего сказанного таков: разработчики вольны создавать сколь угодно удобные сайты для потребителей, но если на них не будет самих потребителей и их отзывов, толку от этих сайтов будет немного. Единственный способ сделать такие сайты полезнее – это пользоваться ими.