Говорят о новой искренности. Что в людях от власти она прорезалась. Режут правду-матку прямо в глаза. Иногда обидно получается, иногда не очень.
Обидно – когда народу говорят: а ни черта вам государство не должно. Мы вас рожать детей не просили! Вы деньги в бюджет не клали! Живете бедно – значит, не умеете работать! В этой части «новой искренности» всё про деньги и про то, что народу они не так нужны, как государству, Ротенбергу или чиновнице Глацких.
Примеры «новой искренности» из другой серии: министр Орешкин заявил, что цифрам Росстата верить не надо. Владислав Сурков сообщил, что государство Путина на века построено. Сам Путин сказал, что мы попадем в рай, а они просто сдохнут.
Только это все недостаточная искренность. Если уж начали играть с «новой искренностью», то надо доводить дело до конца. Настоящая Новая Искренность (ННИ) нужна.
Настоящая Новая Искренность означает, что прямо говорим: Владимир Путин должен сидеть у власти, пока может сидеть. Потому что он гений и основа основ. И надо молиться, чтобы ему здоровья еще на пятьдесят лет хватило. И нечего тут разводить про четыре типа государств – как Сурков. Или про «не поменять ли что-нибудь в Конституции» – как Зорькин.
Про то, как мы попадем в рай, – вроде искреннее заявление, но непонятно же до конца: шутит Путин или на самом деле в рай верит? В Настоящей Новой Искренности говорят конкретно: да, готовится война, ожидаемое количество жертв: у нас – такое-то, у них – такое-то.
Или про выборы – нет, ребята, мы тут уже всё решили: губернатором будет тот-то, хороший мужик, между прочим. И не собираемся ничего скрывать и с вами в прятки играть.
То есть прямо с народом разговариваем, без экивоков. Народ в рамках ННИ, понятно, тоже может отвечать прямо. Ну, он и так считает, что власть дерьмовая, а замены Путину нет. Поэтому даже вздохнет с облегчением, что царство правды, наконец, наступило.
Конечно, чего-то в этом царстве правды мы лишимся. По древней китайской градации есть лишь несколько видов речей.
1) Есть речи приукрашенные. То есть недостоверные.
2) Есть речи, угодные собеседнику. Они приносят выгоду. Но верить им никогда нельзя.
3) Есть речи, содержащие суждение. Такие речи предъявляют истину.
4) Есть речи, содержащие возражения. Такие речи отсылают назад.
5) Есть речи ученые. Они служат для создания репутации мудрого человека.
6) Есть речи простодушные. Они позволяют приобрести репутацию храбреца.
В случае наступления эры НИИ все должны произносить только простодушные речи. Ни речи приукрашенные, ни ученые, ни содержащие суждения станут уже невозможны. Не нужны будут консультанты по политтехнологиям и советники по пиару. Этих не жалко. Но бессмысленны станут ученые мужи и вдумчивые дамы. Так к этой мысли еще китайцы склонялись. Например, последователи Лао Цзы рассказывали такую историю.
Однажды у китайского разбойника Чжи спросили:
– Есть ли у разбойников свое учение?
– Разве можно выходить на промысел без учения? – ответил Чжи. – Угадать, что в доме есть сокровище, – мудрость. Войти в него первым – смелость. Выйти последним – справедливость. Понять, возможен ли грабеж, – знание. Разделить добычу поровну – милосердие. Без этих пяти добродетелей никто не может стать крупным разбойником.
И какой вывод из этого диалога делали даосы? Отсюда видно, говорили они, что без учения мудрецов нельзя стать добрым человеком и без учения мудрецов нельзя стать разбойником. Но добрых людей мало, а недобрых много. Поэтому польза, которую приносят мудрецы, невелика, а вред – велик.
Если мудрецов прогнать, в Поднебесной воцарится порядок. Без мудрецов исчезнут и большие грабители.
Нам, мудрецам, конечно, такое обидно слушать. Поэтому мы против настоящей новой искренности. Да и надежду все-таки хочется иметь. От простодушных речей ее не дождешься.
Сергей Балуев