Вал безымянной серости побеждает и стилистически подавляет всех. В результате уровень петербургской архитектуры, и так невысокий, еще больше снижается. Все лето я изучал современную архитектуру в ее «самых средних» образцах, некоторые примеры теперь хочу описать.
Поселок типа Мариновка
89-метровый дом “Sky” поставлен на пересечении Новолитовской и Диагональной ул. Он виден с Дворцового моста – как раз между минаретами мечети. История этого 24-этажного домишки с двухэтажной газовой котельной на крыше (она-то и стала еще одним “минаретом”) весьма характерна. В 2003 г. появилась предпроектная разработка мастерской В. Шишкова 16-этажного жилого дома. С архитектурной точки зрения этот рисунок ничего собою не представлял, обычный серый функционализм, но хотя бы при высоте в 50 м в панораму мечети постройка не вмешивалась. Все находилось в пределах элементарной грамотности.
Однако 16-этажный дом строить не стали, потому что заказчик объявил тендер на проект 24-этажного дома (уровень цинизма вырос в полтора раза – соответственно выросла и этажность). В тендере победил никому в архитектурных кругах не известный (я опрашивал) 58-й Центральный проектный институт. Никому не известный потому, что до определенного момента “институт осуществлял проектирование крупнейших и уникальных объектов Военно-воздушных сил, противовоздушной обороны и боевых ракетных комплексов…”. Потом ЦПИ проектировал военные городки для выводимых из Германии войск. “…В очень короткие сроки в Волгоградской области был спроектирован и в сотрудничестве с южнокорейской фирмой… построен поселок городского типа Мариновка из 30 монолитных жилых домов на 1322 квартиры… Весь инвестиционный цикл от начала проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию составил 1 год и 3 месяца (а руководство института было отмечено благодарностями от иностранных партнеров). Примерно такой же городок на 1904 квартиры был возведен в Смоленской области в районе г. Ельня” (с сайта 58-го ЦПИ).
А теперь специалисты по командным пунктам, полигонам и военным городкам в поселках и райцентрах начали рисовать дома для Петербурга. Настроили уже много всего, потому что цены на проектирование у них, как я полагаю, невысокие. Ибо эта машина по рисованию домов известных имен не имеет в принципе. В частности, главным архитектором проекта дома “Sky” оказалась Людмила Викторовна Зайцева. Встретиться с ней не удалось, из ЦПИ она уже уволилась, да я и не знаю, что бы я мог у нее спросить.
Не хочу сказать, что у Зайцевой получилось много хуже, чем у архитекторов, возглавляющих персональные архитектурные мастерские. Но в том-то все и дело, что давно и успешно идет игра на понижение, и в результате новая архитектура Петербурга (а 58-й ЦПИ активно проектирует для всего города и области: Ленинский пр., Наличная ул., Стрельна, Якобштадтский пер. рядом с Троицким собором, Офицерский пер. на Петроградской стороне, Сертолово, Пушкин, Луга) все больше напоминает усредненную Мариновку. Потому что заказчики, наученные опытом общения с анонимными архитекторами, и от всех прочих требуют того же – простоты и дешевизны, а если кто проявляет несговорчивость, уходят к анонимам. Или угрожают уйти. И рухнул уже не просто уровень расценок за проектирование, рухнул уровень архитектуры.
Доминирует не творчество, а “работа”. Сесть и начертить прямоугольник. Пришла некто Зайцева, быстренько его нарисовала, и вот дом “Sky” занимает 20 соток территории, а жилой площади в нем 1,25 га. Плотность застройки уникальная – 60 247 кв. м/гектар! И плюс еще “на верхних этажах расположены видовые трехкомнатные квартиры, из окон которых открывается прекрасный вид на Центральный и Петроградский районы”. А на крыше – двухэтажная газовая котельная, которую в 58-м ЦПИ даже не пришло в голову как-то облагородить. Просто на крыше, которая видна в Центральном и Петроградском районах, торчит двухэтажный домик.
Архитектурный кич
Если 58-й ЦПИ утверждает “стиль Мариновка”, то строительная фирма “ЛЭК” стремится обогатить петербургскую архитектуру кичем. Именно таковы их брендовые проекты последних лет – “Граф Орлов” (Московский пр., 181) и “Лондон парк” (в районе станции метро “Проспект Просвещения”). Кстати, жилой комплекс под нелепым названием “Граф Орлов” строят на том месте, где в советские времена привольно раскинулось производственное объединение “Ленавторемонт” Главленавтотранса. Имеется в виду, конечно, Григорий Орлов, любовник Екатерины II (“Увидев как-то на параде // Орлова Гришу в первый раз, // Екатерина сердцем б… // Пришла в мучительный экстаз”).
Доминантой являются четыре 35-этажные башни в центре квартала между Московским пр. и Варшавской ул., в комплекс входят десять 8-этажных жилых домов и торгово-развлекательный комплекс (ТРК). Авторами проекта “Графа Орлова” являются деятели из “Архитектурной студии М 4” – официального партнера “ЛЭКа” (главный архитектор проекта О. Лапшин, Д. Седов и М. Любимов). В статье И. Радченко, посвященной студии М 4 (“Архитектура, реставрация, дизайн и строительство”, 2006, № 2), были приведены фамилии авторов и помещена картинка проекта “Графа Орлова”. Выглядел весь комплекс очень стандартно, особенно со стороны Московского проспекта. Это та самая архитектура в стиле Мариновки, только украшена четырьмя очень высокими домами. Расчетная плотность застройки тут более 26 тыс. кв. м/га* при допустимой в 14 тыс. кв. м/га.
В № 3 за 2007 г. указанного журнала опять появился материал, посвященный студии М 4 и “Графу Орлову”. Но на этот раз, согласно уже новой картинке, фасады комплекса со стороны Московского пр. предстали обогащенными фонтанным комплексом, малыми архитектурными формами в виде шаров на постаментах (8 штук), колоннами, львами с золочеными крыльями на постаментах, балконами, галереей, 12 скульптурами каких-то нимф на аттике, куполом, эркерами, стилобатом и т.д. и т.п. Все, что только существует в арсенале, было мобилизовано и собрано в винегрет, в некий “Диснейленд”. Картинка напоминает крышку конфетной коробки.
Как пояснял главный архитектор проекта О. Лапшин, заказчику скромность не понравилась, ему нужны были “помпезность и роскошь”, и проектировщики это пожелание тут же выполнили. Получилась пародия на архитектуру, бред, вызывающий “мучительный экстаз”, который – если его реализуют – войдет во все книги о киче. Любопытно, что в интернете указано, что главным архитектором здания является Александр Нечаев, это подтвердили и в пресс-службе “ЛЭКа”. Самого Нечаева я не отыскал, в студии М 4 тоже никого не оказалось… Да в сущности и не важно, кто автор этого кича – автором картинки для конфетной коробки может быть любой. Понятно, что если руководство “Строймонтажа” анонимность “Монблана” прикрывало фамилиями известных архитекторов Гайковича и Орешкина, то в этом случае серость архитектуры – а проекты студии М 4 это, на мой взгляд, типичная серость – прикрывают помпезным кичем, бесстильным сборным “гламуром”, отчасти пародирующим зачем-то Казанский собор.
Другим шедевром “ЛЭКа”, позиционируемым в стиле кич является “Лондон парк”. Реклама тоже напоминает гламурную конфетную обертку. Жилой комплекс строится на пр. Просвещения между ул. Руднева и Кустодиева. В комплекс входят два 45-этажных дома и дома более низкие, естественно, ТРК, корты и т.п., обещан даже английский парк на 5 га. Но, как известно, чтобы вырос английский газон, нужно 100 лет. Так что с этим придется обождать, а пока – кич. Кстати, расчетная плотность застройки здесь еще выше, чем в престижном “Графе Орлове” – более 35 тыс. кв. м/ га, при допустимой в 14 тыс. кв. м/га.
В предыдущей статье (“Город 812”, № 1) я писал, как архитектору Н. Лансере указали на недопустимость плотности застройки в 21 тыс. кв. м/га, бывший главный архитектор СПб О. Харченко говорил, что среда с такой плотностью – “антигуманная, античеловеческая среда со всеми ужасами большого города. Квартиры здесь купят только сумасшедшие”. А “ЛЭК” позиционирует “Граф Орлов” и “Лондон парк” с “южнокорейской” плотностью застройки как кварталы с новым качеством жизни**.
Мне неизвестно, что говорили архитектору “Лондон парка” на заседании Градсовета.
Проект подготовлен архитектурной мастерской В. Реппо (гап Т. Клинова). Это уже другой вариант: Реппо – архитектор с советским прошлым, с 1975 по 2002 г. работал в ЛенНИИпроекте, начинал в мастерской № 12 под руководством В. Сохина, в 1990 – 2002 гг. возглавлял мастерскую № 4, в которой проектировалась застройка кварталов Охты, Полюстрова, Ржевки-Пороховые. Все такие кварталы знают: об оригинальной архитектуре говорить не приходится. Реппо, конечно, человек с именем, но с таким, которое не сулит ничего талантливого.
А теперь архитектурная мастерская Реппо по заказу “ЛЭК” проектирует жилой комплекс с плотностью застройки, превышающей допустимую в 2,5 раза***, прикрывая традиционную серость своей архитектуры нарядным кичем, немыслимым для человека со вкусом. Позиционируется же эта серость в обертке кича как нечто небывалое.
Градсовет, видимо, участия во всем этом не принимал, не мешал утверждению нового мейнстрима петербургской архитектуры
Михаил Золотоносов
_______________________________________________
* Площадь участка, отведенного под застройку согласно распоряжению администрации от 10 сентября 2001 г. № 761-ра, составила 6,9 га, а жилая площадь, если исходить из рекламных материалов “ЛЭК”, – 180 тыс. кв. м.
** “А “Лондон Парк” является первым в Петербурге жилым комплексом, соответствующим западным стандартам клубного жилья. На территории комплекса будет разбит живописный парк площадью 5 га с детскими площадками, цветочными клумбами, фонтанами с подсветкой и бассейнами. Частный клуб для жильцов предлагает фитнес-центр с плавательным бассейном и многочисленные развлечения для взрослых и детей. Таким образом, для жильцов мы создаем замкнутую среду обитания, предлагаем своим покупателям новое качество жизни в Петербурге” (из интервью президента “ЛЭК” О. Филиппенкова, www.stroygorhoz.ru).
*** Кстати, не случайно в проекте новых Правил землепользования и застройки считается не плотность застройки (число квадратных жилой площади, отнесенное к площади участка застройки), а всякие косвенные параметры: число машино-мест на 1 человека, площадь зеленой зоны на 1 человека.