Не говорите, на чем нам ездить, и мы не скажем…

В декабре главной несогласной силой оказались автомобилисты, недовольные повышением пошлин на ввозимые иномарки. Мощнее всего протестовали в Приморье – во Владивостоке акции протеста собирали до двух тысяч человек. В подавлении последней принимали участие привезенные в Приморье ОМОНы из других регионов. В Москве и Петербурге автовладельцы тоже протестовали – но тише.

  В Петербурге акция была санкционирована, прошла мирно. У ТЮЗа собралось около 50 человек. Позже, правда, выяснилось, что десять недовольных все-таки задержали, а на шестерых были составлены протоколы – за разные административные проступки.

Почему в России именно автолюбители – а не пенсионеры, студенты или учителя – проявляют такую гражданскую активность?

– Потому что именно автомобилисты стали в России дойной коровой, – высказал “Городу” свои предположения лидер петербургского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов. – Потому что все для них: и дорожный налог, и высокие цены на бензин, который не дешевеет, в отличие от нефти. Теперь еще и пошлины – причем, когда их повышали в прошлый раз – утверждали, что это временная мера, и ее могут отменить. Гаражи опять же отнимают. Слишком много таких эпизодов за год – и вот выплеск.

– А вот недавно премьер-министр заявил, что бензин дорожает “в пользу бедных”. Т.е. это, так сказать, налог на роскошь владения машиной.

– Среди автомобилистов тоже немало бедных, для которых автомобиль – единственная возможность заработать что-нибудь к пенсии.

По словам Холодова, организовывать акцию сейчас несложно – был бы интернет. Кстати, о том же самом недавно говорил и вице-премьер Игорь Сечин. Правда, он еще назвал организаторов жуликами, провоцирующими население.

– Эти “жулики” платят в федеральный бюджет столько пошлин, что их хватило бы на несколько машин каждому. Мы подсчитали: за ввоз семейного минивэна старше пяти лет нужно будет платить больше 600 тысяч рублей. За эти деньги можно купить четыре вазовские “классики”.

– Чем петербургские акции отличаются от тех, что в других городах?

– Участники – ничем, зато милиция ведет себя более бесконфликтно и обходится без провокаций.

– Участники акции надеются повлиять на решение правительства?

– Надеются, но не очень верят. 

Петербургские автомобилисты обещают еще несколько акций – в самое ближайшее время. Как минимум одна пройдет в форме автопробега. Пробег обычно приводит к тому, что о протестах узнает весь город – даже те его жители, кто не читает интернета и не смотрит телевизор. Вообще протестовать можно и в одиночку. Так, один москвич разрисовал свое авто лозунгами против пошлин и несколько дней ездил так по городу. Красная гуашь оказалась качественной – и воззвания не смывались ни дождем, ни снегом. Особо привязчивым сотрудникам ГАИ молодой человек пояснял, что авто разрисовали какие-то неизвестные гринбомберы.    

Нина Астафьева

__________________________________________________________________
КСТАТИ:

В ноябре в Москве произошла водительская акция протеста, которая показала: для стихийных акций никакой сговор не нужен. Водители перекрыли своими автомобилями Кутузовский проспект – после того как перпендикулярную ему улицу закрыли на полчаса для проезда кортежа.