На неделе стало известно, что житель Петербурга Станислав Пазарацкас подал иск в Петроградский районный суд на промоутерскую компанию NCA. Истец собирается доказать, что услуга, предоставленная ему этой компанией, не была оказана надлежащим образом. В качестве услуги выступает шоу Кайли Миноуг, которое прошло в Петербурге минувшим летом.
Юмор ситуации заключается в том, что, по словам Пазарацкаса, фанатом Кайли Миноуг он не является. Однако реклама концерта и обещания промоутера, что в Петербурге “все будет, как в Москве”, его так впечатлили, что он купил билет. Соответственно, Пазарацкас шел не слушать концерт, а смотреть шоу. И вот тут-то его подстерегала неудача: в питерском мероприятии не хватало нескольких деталей, превращающих шоу австралийки в действительно грандиозный проект. Именно ради этих деталей петербуржец и покупал билет в фан-зону за 3,5 тысячи рублей.
Сложив свои впечатления от концерта Кайли Миноуг с негативными воспоминаниями о выступлении Мадонны (также организованном NCA, в Москве, два года назад), Станислав Пазарацкас выступил против промоутера с иском на общую сумму в 67 с копейками тысяч рублей. Из них десять тысяч должны возместить заявителю моральный ущерб от неоказанной должным образом услуги, а три с половиной тысячи – возмещение расходов, потраченных на билет в фан-зону.
Юрист Наталья Калмыкова, консультирующая такие промоутерские компании, как PMI и Национальная медиакорпорация, отнеслась к инициативе Станислава Пазарацкаса с изрядной долей скепсиса:
– Беспрецедентным это дело не назвать. Подобные вещи происходили у нас и раньше, и мне кажется, что таким образом некоторые люди просто хотят заработать денег. Например, несколько лет назад подавался иск на компанию PMI. Зрители, пришедшие на шоу артиста Гару, сыгравшего Квазимодо в мюзикле “Нотр-Дам де Пари”, расстроились, что им не показали весь спектакль, хотя на афишах было указано, что это – сольный концерт Гару, а не сам мюзикл. То же самое было и на шоу в честь Дня всех влюбленных, организованном Love Radio. Несколько молодых людей пытались доказать, что им не дали желаемого. Но у них ничего не вышло. В принципе, обычно часть подобных дел либо выигрывается ответчиками, либо заканчивается мировыми соглашениями, когда организаторы возмещают людям стоимость билетов на шоу.
Что касается концерта Кайли Миноуг, то у истца нет шансов выиграть дело, если он отсидел весь концерт и увидел все то, что ему обещали, но просто ему не понравилось увиденное. Если же обещанного он не получил, то шанс выиграть у него есть. Но для начала ему нужно доказать, что его обманули, а это не очень просто.
Все подобные дела обычно подпадают под действие Закона “О защите прав потребителей”. Но если в случае с просроченным товаром в магазине все легко: экспертиза доказывает, что товар продается некачественный, – то как доказать некачественность концерта? Подавая такие иски, люди обычно не понимают, на что они могут претендовать. Ведь, например, в организации концертных шоу есть масса нюансов. В частности, в сборных выступлениях оговаривается возможность замены одного артиста на другого. Но это же не повод сразу бежать в суд.
Промоутер и глава корпорации PMI Евгений Финкельштейн смотрит на сложившуюся ситуацию под другим углом. Узнав об иске Пазарацкаса, он заметно опечалился:
– Если такие суды начнутся в массовом порядке, то это будет очень грустно, поскольку мы фактически прекратим свою основную деятельность и примемся работать только на дорогостоящих юристов. Самое главное тут заключается в том, что очень сложно определить, что такое качество концерта. Мне, допустим, нравится, а кому-то нет. Это же вкусовщина. Если обещали живой концерт, а певец поет под фонограмму – это понятно. А что значит “мне обещали красивое шоу, но я его не получил”, я как-то не очень понимаю.
Да, петербургское шоу Кайли Миноуг действительно отличалось от московского. Но кто в этом виноват, я, честно говоря, понятия не имею. В любом случае, подобный иск достаточно странен. Человек ведь идет на концерт артиста, а не на шоу. И Кайли Миноуг ведь поет, а не фейерверки запускает. В моей практике бывало такое, что артист не привозил что-то из обещанного. Или машины с оборудованием застревали на границе, к примеру. Но после концертов никто не жаловался, что шоу, мол, было бедненьким.
Вообще, думаю, что у этого человека есть шанс выиграть дело, потому что это действительно скандальный случай. Скандалов вокруг нашего шоу-бизнеса не так чтоб очень много, а тут такое: зритель недоволен концертом и подает в суд на промоутера. Печалит меня то, что если он выиграет, то все остальные недовольные тоже побегут в суд. И начнется. Поэтому я думаю, что это не один человек придумал идти в суд, а некий юридический отдел, адвокатское агентство, которому нужен пиар.
Катя Щербакова