Почти 15 лет назад Русский музей показывал большой проект «Неоклассицизм в России» и теперь посчитал: прошло достаточно времени, чтобы показать новую версию под названием «Вдохновленные классикой».
За минувшие годы мало что изменилось в понимании и оценках сделанного Серовым, Бакстом, Сомовым, Кустодиевым, Серебряковой, Шухаевым, Яковлевым (а иногда к ним причисляют позднего Малевича и раннего Самохвалова) на ниве создания изображений, которые воспитывают чувство прекрасного. На примерах представлений о красоте, сложившихся во времена античности (классика) и подтвержденных в эпоху Просвещения (классицизм).
Но произошло важное изменение: идеи русского авангарда, которому в свое время оппонировал неоклассицизм, утратили притягательную свежесть. Именно ей, перефразируя Булгакова, первой свежестью наслаждалась широкая публика, начиная с выставки «Париж-Москва. Москва-Париж» (1980-1981) и примерно до выставки «Казимир Малевич. До и после квадрата» (2013).
Авангард занял почетное место в постоянных экспозициях, волнует сердца искусствоведов, художников, дизайнеров. Но для широкой публики он остался игрой ума горстки интеллектуалов начала ХХ века.
Иное дело, неоклассицизм, на который можно опереться в поисках покоя для души и отдохновения для глаз.
«Вдохновленные» начинаются картиной Леона Бакста «Древний ужас». Художник изобразил гибель Атлантиды как предчувствие краха античности с ее пропорциональными колоннами и совершенными статуями. Вокруг закружился хоровод семейственности: Александр Яковлев изобразил свою первую жену Бэлу Казароза, актрису петербургских кабаре. Василий Шухаев – свою первую жену Елену Шухаеву, архитектора и художницу.
Вместе они создали двойной автопортрет, который стал эмблемой русского неоклассицизма. На выставке он дополнен графическим эскизом.
Чтобы окончательно убедить зрителей в том, что художники искали красоту, рядом помещен шухаевский портрет Саломеи Андрониковой, грузинской княжны, известной петербургской красавицы, а также шухаевско-яковлевский эскиз росписи для особняка В.Фирсановой на Пречистенке в виде пяти стройных муз.
Видно, что художники старались, но до совершенных форм классики и классицизма не докрутили.
- К.Сомов. Портрет М.Лукьянова
- К.Петров-Водкин. Красный ангел
- А. Самохвалов. Девушка в футболке
Далее следует весь джентльменский набор: от Петрова-Водкина («Красный ангел» и «Вакханка») до Александра Самохвалова («Девушка в футболке»). Советский художник не докрутил умышленно, ему требовалось показать порывистость, энергию, экспрессию нового советского человека.
.
Выбор «Города 812»
.
Савелий Сорин. Портрет Г. Кан. 1934.
.
Сергей Чехонин. «Помогите сохранить памятники старины». Плакат. 1923.
Вадим Шувалов