Непонятные и неуместные. Как ученики Филонова испортили «Ревизора»

Зачем идти на выставку «Школа Филонова» в Мраморный дворец? Чтобы увидеть эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Ревизор», поставленному в 1927 году к 75-летия со дня смерти Николая Гоголя.

Над эскизами работали ученики Павла Филонова, члены группы МАИ (Мастера аналитического искусства) – Николай Евграфов, Андрей Сашин, Артур Ляндсберг, Ревекка Левитон и Михаил Цыбасов. На костюмах изображались профессии персонажей – почтовая марка, градусник и т.д.

Павел Филонов создал афишу спектакля, соединив четыре эскиза своих учеников. Их работа полностью отвечала фарсовую карнавальному характеру постановки, придуманной режиссером Игорем Терентьевым.

Действительно, пьеса Гоголя – фантасмагория, сказка, созданная на основе крошечного эпизода, рассказанного автору Пушкиным. Тем более, с позиций постановщика в постреволюционной России, которая, смеясь, расставалась с ненавистным прошлым.

Премьера состоялась 9 апреля 1927 года в Доме печати (Шуваловский дворец), а 17 апреля открылась выставка группы МАИ.

Первая рецензия вышла на следующий день после первого показа и обвинила авторов спектакля в непохожести на Гоголя. Потом было много других обвинений в непонятности и неуместности. Через месяц спектакль перестали играть.

Но остались дивные эскизы, рассеянные по разным музеям. На нынешней выставке впервые показаны все работы Сашина для «Ревизора»: 11 эскизов костюмов и один эскиз задника.

Рядом – эскизы Алисы Порет и Софьи Заликовской к первому изданию «Калевалы» на русском языке, серия автопортретов Ефграфова разных лет, эскизы декорация Татьяны Глебовой к Вагнеру, сюрреалистическая скульптура Иннокентия Суворова «Мудрость».

Софья Гонобоблева, редактор и блогер, посмотрев выставку, произнесла два слова: «Невозможно прекрасная».

Выставка работает по 24 января 2024 года.

В.Ш.