Несмотря ни на что, малому бизнесу хорошо в Петербурге

Петербург – на четвертом месте в стране по созданиям условий для развития малого и среднего бизнеса  (МСП) среди городов-миллионников (впереди Москва, Екатеринбург и Казань). Но это не мешает развиваться МСП в Петербурге – город на втором месте по числу МСП на тысячу жителей, первом – по занятости жителей в МСП и на втором – по выручке на душу населения. Правда, по сравнению с западными странами и Китаем вклад малых предприятий в экономику все равно всего небольшой.

В Петербурге самое сбалансированное развитие малого и среднего бизнеса, к такому выводу пришли аналитики «КБ Стрелка», которые провели в 2021 году в 1117 российских городах исследование «Бизнес в городе: МСП в России». В Петербурге на тысячу жителей 76 МСП,  выручка от их деятельности на душу населения составляет 2281 рубль, в МСП занято 235 человек на тысячу жителей.

В Екатеринбурге (это другой лидер по развитию МСП) много малых предприятий и высокий уровень занятости, но по выручке от МСП город находится на четвертом месте. Москва из-за большой численности населения в подушевых рейтингах занимает третье и четвертое места.

Антилидеры по развитию МСП среди городов с населением больше миллиона – Волгоград и Нижний Новгород. Среди крупных городов в антитопе – Иваново, Смоленск, Владикавказ, Ульяновск, Астрахань и Архангельск.

Одна из записанных в документах национальных целей развития России – увеличение численности занятых в МСП до 25 миллионов человек к 2030 году. Развитию МСП посвящен отдельный национальный проект. По данным Счетной палаты,  существующие меры поддержки незначительно  влияют на развитие сектора.

Россия отстает от ЕС, США, Канады, Австралии, Мексики и Китая по уровню развития МСП. Показатели количества МСП в России ниже в 1,5 раза, чем в этих странах, вклада МСП в занятость и ВВП — более чем в 2,5 раза ниже.

В России на 1000 жителей приходится 41 МСП против 56 МСП в среднем по зарубежным странам. Из 1000 россиян 104 заняты в МСП, в зарубежных странах — в среднем 292 человека.

У России наиболее значительные диспропорции между количеством МСП и их вкладом в экономику страны. Более 75% в России предприятий относятся к МСП, но их вклад в ВВП и занятость — около 20% (против 53% в зарубежных странах).

За рубежом МСП в небольших населенных пунктах прибыльнее, чем МСП в крупных городах. В России все наоборот: самые высокие шансы открыть прибыльное МСП — в городе-миллионнике, самые низкие — в малых городах с населением до 10 тысяч жителей. Зарубежные исследователи объясняют преимущество небольших населенных пунктов низкой конкуренцией и малыми издержками. В России низкая прибыльность МСП в малых городах, считают исследователи, связана с низким платежеспособным спросом в провинции, что перекрывает преимущества от экономии на издержках и низкой конкуренции.

В России в малых городах вдвое меньше  МСП на душу населения по сравнению с городами-миллионниками.

Самая высокая доля МСП в коммерческой медицине: стоматологии, частной врачебной практике, деятельности платных больниц. В этих отраслях МСП составляют 97-98% всех коммерческих компаний.

В стрит-ретейле в крупнейших городах  наиболее популярны рестораны и услуги доставки еды; в малых городах — продуктовые магазины. Для стрит-ретейла в городах от 50 тысяч до 1 млн жителей самая распространенная специализация — магазины одежды.

Однако больше всего  предприятий МСП в строительстве жилых и нежилых зданий. Это крупнейшая по численности предприятий российская отрасль: в ней зарегистрировано 4% всех предприятий, из которых 74% — МСП и 20% — ИП.

В Петербургском агломерации (5,9 млн жителей, 17 городов, расположенных на расстоянии не более 150 км от Петербурга) больше всего малых компаний занимаются оптовой и розничной торговлей и операциями с недвижимостью.

Вадим Шувалов