20 февраля 2009 года сознательное человечество отметит столетие футуризма. Именно в этот день Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал свой манифест в парижской газете «Фигаро». Петербургский художник Михаил Карасик не мог пройти мимо круглой даты, но сосредоточился на другом важном событии: 26 января 1914 года Маринетти прибыл в Россию на двухмесячные гастроли.
Вопреки мемуаристам, Карасик считает, что прямо с вокзала лидера итальянских футуристов как бы по ошибке отвезли в офицерскую парикмахерскую, где его уже ждали переодетые цирюльниками лидеры русского авангарда Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. Они произвели Маринетти обрезание (усов), после чего усадили в шикарный автомобиль вместе в русской Венерой (на снимке), не обремененной лишней одеждой.
Но с красавицей не сложилось, не говоря о том, что водитель отвлекся и авто, пробив решетку, упало в Мойку. Только через пару недель, придя в себя, Маринетти прочитал несколько лекций, продемонстрировал звукошумовую установку и заглянул в мастерскую Николая Кульбина, где его ждали русские футуристы. Но и здесь разговора не получилось, и Маринетти умчался в Милан.
Всю эту историю Михаил Карасик изобразил в альбоме литографий, весь его тираж составляет 20 экземпляров, который в двух вариантах – картонном и бумажном – выставлен в редакции журнала НоМИ. На обороте каждого листа напечатана одна из сцен сочиненной Карасиком пьесы “Драма Маринетти, или История облома вождя мирового футуризма в России”.
В. Ш.