2020 год – пик новой дезинтеграции на постсоветском пространстве. Азербайджан воюет с Арменией. Беларусь охвачена кризисом государственного управления. Не урегулировано положение в Украине. Снова полыхнуло в Киргизии. Меняет ориентацию Молдова. Постсоветские образования никак не найдут ценностной почвы для интеграции.
Исторически ведущую роль на этом пространстве играла Россия. И всякий раз добивалась интеграционных успехов, когда действовала в европейском контексте.
В древности географическое преимущество открыло «путь из варяг в греки», связавший через русские земли отдаленные части европейской цивилизации. Бесперспективность местного язычества привела князя Владимира к выбору для Руси одной из версий европейской религии. Петр Великий, привнеся в государственное управление европейские порядки, создал Российскую империю. Ленин основал СССР, опираясь на одну из европейских теорий общества. Брежнев в Хельсинки признал нашу страну одной из равноправных европейских стран.
Но что теперь? На постсоветском пространстве осложняются отношения граждан с властью. Идёт масштабирование «горячих точек»: посёлок (Шиес) – город (Хабаровск) – регион (Башкирия) – страна (Беларусь).
Обустройство приемлемого пространства для жизни становится злободневным и принципиальным постсоветским вопросом. Как верно отметил Юрий Шевчук речь идет о разрыве связи людей с малой родиной. Можно сказать шире – с расстройством гражданской идентичности.
Дело за основанием к согласию, за институтами и процедурами его поиска.
В позапрошлом веке религиозный мыслитель, автор «Философии общего дела» и идеи воскрешения всех мёртвых Николай Федоров предполагал, что «ничтожный жучок, какое-либо микроскопическое насекомое и будет тем бедствием, которое соединит всех». И вот явился этот «жучок» с гордым титулом коронавируса – и что же? Вместо единения – обострение отношений как внутри стран, так и на международной арене.
Пандемия коронавируса и проблемы с углеводородами требуют консолидированных усилий множества стран. В одиночку восстановить экономику очень сложно.
Попытки России найти «особый путь» в обход Европы не задаются. Что мечтать об успехе БРИКС, когда в нынешнем году территориальный спор привел его ключевых членов – Китай и Индию – в предвоенное положение!
Перспективы развития просматриваются только у Евросоюза, участники которого сумели преодолеть разногласия и договориться об общих усилиях в преодолении кризиса (последний пример – совместное решение о приобретении и распределении вакцины).
Почему же у Европы получается? Жизнеспособность союза предопределена европейскими ценностями.
Как известно, в августе 1975 года лидеры Европы подвели черту под Второй мировой войной и устранили поводы для новых военных столкновений, договорившись о нерушимости государственных границ на континенте и главенстве соблюдения гражданских прав.
В итоге Европа стала единой: с эффективными гражданскими самоуправлениями внизу и общими европейским парламентом и судом на вершине публичной власти.
Прозорливость тогдашних европейских лидеров очевидна: недавние события в США (известные под лозунгом «Black Lives Matter»), недвусмысленно показали, что государственные структуры отдельной страны, даже с весьма развитыми правовыми институтами, не в состоянии бесперебойно обеспечивать соблюдение прав граждан. Гарантированным институтом защиты гражданских прав может быть только надгосударственное образование, такое как Европейский суд по правам человека.
Удивительно, что за 30 лет на постсоветском пространстве не сумели оценить европейский опыт и все надгосударственные институты (от Межпарламентской ассамблеи СНГ до парламента и суда Союзного государства) носят у нас сугубо декоративный характер! Представьте, как складывались бы нынешние белорусские события, если бы этот суд реально работал?
Россия пытается «приманить» соседей как неразумных детей – углеводородным пряником, преданьями старины глубокой и экспортом культурных образов из ветхого учебника «Родной речи». Но упорно не делает главного. Для реальной постсоветской интеграции нужен исторический опыт Европы – опора на общие ценности и эффективные надгосударственные институты.
К слову, не секрет, что СССР приложил большие усилия к заключению Хельсинкского акта. Мы записали в Конституцию правопреемство от СССР, но распоряжаемся им далеко не лучшим образом! Вместо беспрерывного самобичевания Россия могла бы получить большую пользу от вклада предшественников в подготовку соглашения и сохранить надёжные инструменты разрешения конфликтов гражданина с властью и государства с соседними странами.
Кирилл Страхов