Нина Андреева и схиигумен Сергий – две стороны российского карлизма

Прежде всего, хотелось бы обратиться ко всем, кто считает слово «карлизм» обидным ругательством. Не торопитесь обижаться, это слово обозначает всего-навсего сторонников принца дона Карлоса, которого старший брат, нарушив освящённые столетними традициями салические законы, отстранил от испанского престола в 1833 году, чтобы отдать его своей малолетней дочери Изабелле.

Перспектива увидеть женщину на престоле Филиппа II и Карла III была для многих испанцев, вскормленных на почитании всевозможных традиционных скреп, сущим оскорблением.

Ещё недавно они приветствовали короля Фернандо VII криками «Vivan las cadenas, viva la oppresion, viva el rey Fernando, muera la nacion!» – «Да здравствуют цепи, да здравствует угнетение, да здравствует король Фернандо, да умрёт нация!». Эти испанцы протестовали против политических и гражданских реформ (декларировавших универсальные права личности и нации и игнорировавших мнение консервативной части общества, а также традиции и интересы отдельных регионов), которые были принесены на штыках наполеоновских армий. И презирали предателей – afrancesados – офранцуженных испанцев – за поклонение идеалам французской революции и сотрудничество с ненавистным Жозефом Бонапартом, сидевшем на священном престоле католических королей.

Но Фернандо Возлюбленный сам оказался предателем их надежд вовсе не тогда, когда отменил Кадисскую конституцию 1812 года, принятую в пику французским интервентам в портовом городе, прикрытом орудиями британского Royal Navy.

Король предал их надежды, завещав свой трон женщине. И они восстали во имя принципов, которые казались им очень древними – как будто не было в испанской истории ни Изабеллы Католички, ни веры восставших в 1520 году комунерос в принцессу Хуану, оказавшуюся безумной. Знаменем восстания был дядя законной королевы – инфант дон Карлос, девизом – «Dios, Patria, Fueros y Rey Legítimo» – «Бог, Родина, Обычай и Законный Король». Всё, что дорого сердцу любого истинного консерватора.

С одной лишь оговоркой – испанские консерваторы стали бунтовщиками, порвав с другой достаточно древней традицией, которую записал неизвестный хронист в «Первой всеобщей хроники Испании» короля Альфонса Мудрого: «Куда велит король, туда идут законы».

Неожиданным итогом стало то, что испанская монархия была вынуждена пойти на поклон к либералам, наследникам тех самых офранцуженных, пусть и наиболее умеренным из их числа. Расставаться с властью не хотелось ни малолетней королеве, ни её матери Марии-Кристине, а консервативная ниша оказалась занята оппозиционерами-карлистами.

 

  • Нина Андреева в окружении студентов

 

История Нины Александровны Андреевой (не так давно покинувшей этот мир) и схиигумена Сергия (в миру Николая Романова) точно так же ознаменована разрывом с иерархией – в первом случае партийной, церковной – в случае втором. И в обоих случаях разрыв обусловлен приверженностью принципам, свободу распоряжения которыми консервативное сознание оказалось не готово предоставить иерархам даже высочайшего уровня – будь то король, генсек КПСС или патриарх РПЦ.

Итогом консервативного выступления Н.А. Андреевой в газете «Советская Россия» 13 марта 1988 г. со статьей «Не могу поступаться принципами» было резкое усиление либерального крыла советской компартии, которое вовремя подставило своё плечо партийной верхушке и было задействовано ею для того, чтобы повесить на консерваторов ярлык маргинальной группы ретроградов, поклонников сталинского френча, бериевского пенсне и певцов гулаговских прелестей.

Партийная же масса оказалась, в значительной степени, дезориентирована. Принципы, о которых говорилось в историческом письме Нины Андреевой, были, насколько можно понять, весьма близки умам и сердцам миллионов партийцев, но и привычку колебаться вместе с генеральной линией никто не отменял. А линия была недвусмысленно очерчена в тексте А.Н. Яковлева, вслед затем разгромившего консерваторов в «Правде».

Точно так же, если не ещё сильнее, дезориентируют сегодня церковный люд слова схиигумена Сергия. С одной стороны – слова, как будто понятные, много раз уже звучавшие и не содержащие ничего нового. Вместе с Никитой Михалковым он рассуждает о вышках 5G, о чипировании и тёмных силах иностранного происхождения и либеральных взглядов, правящих Россией. Вместе с Захаром Прилепиным поддерживает донбасских ополченцев. Вместе с толпами ковид-отрицателей, фактически, возглавляемых президентом Белоруссии Александром Лукашенко, отрицает опасность новой инфекции. Как многие отечественные консерваторы-державники, он почитает святость царя Николая и воздаёт должное Сталину, портрет которого держит в келье рядом с иконами.

Всё, казалось бы обычно и привычно, если бы не факты прямого неповиновения вышестоящим иерархам: демонстративное нарушение канонов, непризнание приговоров церковного суда, продолжение проповеди и набор детей в монастырскую школу, благословение отставного полковника Квачкова, анафемы властям, закрывающим храмы во время пандемии, призыв не голосовать за поправки в конституцию и вызывающие слова, произнесённые по адресу главы государства.

Действия опального схиигумена категорически не соответствуют поведенческим идеалам державно-консервативного сознания, важной составляющей которого являются чувства верноподданнические. Но как можно его осуждать, когда многие заявления близки уму и сердцу патриотически настроенной общественности?

Тем более, когда к борьбе с отцом Сергием подключилась третья сторона – иностранные журналисты из воспетой Высоцким Би-Би-СИ и Ксения Собчак, что для любого консерватора может считаться вернейшим знаком качества. «Если они нас ругают, значит, всё правильно делаем», – по крайней мере, так было ещё вчера. А теперь им приходится выбирать между Собчак и схиигуменом, которого бывшая звезда Дома-2 в характерной для неё отвязной манере не только осудила параллельно с церковным судом, но и направила заявление в Генпрокуратуру и Следственный Комитет, обвинив Сергия по шести уголовным статьям.

 

  • Ксения Собчак – еще один противник схиигумена Сергия

 

Судьба испанских карлистов XIX в. и советских партийных консерваторов конца 1980-х оказалась не очень завидной. И те, и другие стали обитателями идеологических гетто и проиграли своим оппонентам, вынужденным составить противоестественную коалицию либералов и легитимистов. Возможно, нечто подобное будет происходить и в конфликте лишённого сана схиигумена с иерархией.

По крайней мере, на сегодняшний день Екатеринбургская епархия воздерживается от попыток силой вернуть занятый сторонниками Сергия Среднеуральский женский монастырь, призывая все стороны к любви, покаянию и молитве, демонстрируя истинно-христианское смирение в надежде на Господа, столь милые церковным либералам. Как говорил, правда, совсем по другому поводу М.С.Горбачёв: «Процесс пошёл.»

Павел Крылов