Эрмитаж отмечает 80-летие Победы двумя небольшими, но интересными выставками о событиях малоизвестных публике и показе предметов, которые редко покидают фонды музея.
Первая называется «Федор Федорович Нотгафт (1886-1942) и его коллекция. Из жизни военного Эрмитажа». Она посвящена историку искусства, издателю, библиофилу, коллекционеру, который работал в музее с 1918 года до своего ухода от голода в блокадном Ленинграде.
За свою жизнь Нотгафт собрал около трех тысяч книг и полторы тысячи картин и рисунков. После его смерти сотрудники Эрмитажа сумели на руках перенести все это богатство в музей и спасти от верной гибели в буржуйках.
В 1962 году в Эрмитажа состоялась выставка картин и рисунков русских художников начала ХХ века из коллекции Федора Нотгафта. Через два года после ее проведения министерство культуры СССР распорядилось передать это собрание произведений искусства в Русский музей. Так сказать, по титульной принадлежности к русскому искусству. В Русский музей ушло лучшее – 99 произведений. Например, портрет Нотгафта (1918) кисти Бориса Кустодиева – обязательный участник персональных выставок художника.
Выбор Города 812
Кузьма Петров-Водкин. «На берегу». 1924
Николай Милиоти. «Портрет Александры Боткиной». 1905-1908.
Изображена дочь Павла Третьякова, она же – мать Анастасии Боткиной, второй жены Нотгафта. Все у него было три жены. Существует романтическая легенда, что, узнав о смерти Нотгафта и его третьей жены Елены Смекаловой, Анастасия покончила с собой. Это было в 1942 году в Ленинграде.
Павел Федотов. Николай I. Ростислав Матвеевич Лермонтов (родственник поэта). Литография 1906.
Хотя оттиски сделаны через полвека после смерти художника, все равно интересны.
Второй проект – «Слава победителям!» подготовлен отделом Эрмитажа «Музей Императорского фарфорового завода». Там самое интересное – предметы, созданные в блокадном Ленинграде. Как голодные художники их расписывали фарфор, еще можно себе представить. Но как мастера вели обжиг, особенно, крупноформатных ваз, до сих пор загадка.
В 1943 году художник ЛФЗ Лидия Лебединская создала сервиз «Ленинград в блокаду», расписав форму «Наркомпрос», придуманную в 1923 году Сергеем Чехониным. Она использовала блокадные пейзажи. Самая любопытная картинка на сливочнике – поврежденный от бомбежки 1941 года портик над знаменитыми Атлантами.
В том же году была создана ваза «Дмитрий Донской». Автор формы – Серафима Яковлева, автор росписи – Александра Щекатихина-Потоцкая, она оставила автограф на внутренней части горла.
Ваза «Дорога жизни» также создана по форме Яковлевой, но роспись Тамары Безпаловой-Михалевой. Рисунок может показаться наивным, но он трогателен: блокада Ленинграда только что закончилась.
Обе выставки работают по 7 сентября в Зимнем дворце.
Б.В.