В минувший вторник, 9 февраля, в выставочном зале «Сарай» Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме открылась выставка известной петербургской художницы Елены Осиповой «Вокруг Фонтанного Дома».
Елена Андреевна живёт в старой петербургской квартире на Фурштатской. Когда поднимаешься по лестнице, то между этажами вдруг видишь небольшой блокадный мемориал, который художница создала в память о погибших жителях города – небольшая скамеечка, которую смастерил дедушка Елены Андреевны, чтобы ее мама и другие жильцы дома могли передохнуть, поднимаясь к себе в квартиры. Дедушка умер в блокаду. Мама выжила. На скамеечке всегда лежит крошечный кусочек хлеба…
Из двух комнат, которые Елена Осипова занимает в большой коммунальной квартире, одна полностью отдана под хранилище полотен. Стены другой сплошь завешаны картинами. В коридорчике между комнатами стоят плакаты, с которыми художница выходила и продолжает выходить на митинги и пикеты – против войны, против репрессий, против авторитарной власти, против имперских амбиций, против всего античеловеческого, что есть в этом мире и в этой стране…
«В народе» Елену Андреевну уже давно называют «совестью Петербурга». И в самом деле – есть ли ещё хоть в каком-нибудь российском городе такой человек, такой художник, такая женщина?
Когда я думаю о Елене Андреевне Осиповой, на память почти синхронно приходят два разноформатных текста.
Первый – народная мудрость:
«Не стоит село без праведника!»
Второй – стихотворение Даниила Хармса:
«По вторникам над мостовой
Воздушный шар летал пустой.
Он тихо в воздухе парил;
В нем кто-то трубочку курил,
Смотрел на площади, сады,
Смотрел спокойно до среды,
А в среду, лампу потушив,
Он говорил: Ну город жив».
В обеих микро-поэмах ангел-хранитель места, Genius Loci – как будто мужчина, у Хармса – даже курящий трубочку. Но кто на самом деле хранит и продолжает жизнь на земле? Разве «сильные мира сего»?
И, думаю, неслучайно, что светлой душой города – изломанного и истерзанной в XX столетии жесточайшей «мужской судьбой» – стала добрая и светлая женщина-художник, возвращающая ему краски жизни и в то же время бережно хранящая печаль и трагичность его потаённых глубин.
Мне очень радостно, что идея собрать воедино «Петербург Елены Осиповой» – от ее первого студенческого полотна 1965 года «Премьера в БДТ» до самых последних работ, выполненных уже в другой, но не менее экспрессивно щедрой и романтически доверчивой, «человечной» стилистике – наконец, воплотилась в жизнь. Огромное спасибо кураторам выставки, и, прежде всего, заведующей выставочным отделом Музея Ахматовой Жанне Телевицкой.
Собранные воедино, петербургские картины Елены Осиповой превращаются в отдельное произведение искусства, достойное созерцания и медитации. По крайней мере, тех, кто живёт в Петербурге. Хотя бы душой…
И хотя сама Елена Андреевна считает, что в первую очередь, людям сегодня должны быть интересны её политические картины, я рискну предположить, что её более, чем полувековой, петербургский цикл не менее, а может, и более нам, петербуржцам, важен и ценен.
В заключение – и в подтверждение – слова самой Елены Осиповой:
— Кем вы себя чувствуете в первую очередь? Художником или политическим активистом?
— Конечно, я художник. Я никогда не собиралась никем другим быть.
Даниил Коцюбинский
Фото с вернисажа – Д. Коцюбинский, Ж. Телевицкая