На прошлой неделе на закрытом правительственном совещании было окончательно одобрено место и проект строительства Ново-Адмиралтейского моста, предварительно одобренный неделей раньше на другом совещании. Проект знаменует собой открытие новой эпохи в петербургском мостостроении – пожалуй, впервые в городе будет построено не очевидно необходимое вместо того, чтобы латать безусловно совершенное.
ЮНЕСКО и новый мост: При обсуждении вопроса, где поставить новый мост, глава КГИОП Вера Дементьева говорила, что появление моста перед Горным институтом (то есть там, где его в итоге и решили строить) ЮНЕСКО не понравится, и оно будет угрожать нам очередным исключением из Списка всемирного наследия. Но после того как Валентина Матвиенко заявила, что на поводу у ЮНЕСКО мы идти не будем, и КГИОП перестал бояться этой организации. Дементьева сообщила, что проектировщики моста убедили КГИОП в том, что новый мост панорамы города не испортит, и хотя часть набережной Лейтенанта Шмидта разберут, объекты культурного наследия останутся в целости и сохранности. |
Здоровьем Дворцового моста пожертвовали ради рождения его младшего брата – моста Ново-Адмиралтейского. Проекты только на первый взгляд не связанные. Бюджет у города как желудок у котенка. Приходилось выбирать. Ново-Адмиралтейский мост проектируется уже три года. И все это время специалисты “Мостотреста” настаивали на ремонте моста Дворцового, который толком не чинили последние 90 лет. Ничего из этой затеи не вышло. До заседания в минувшую среду еще оставалась надежда, что строительство Ново-Адмиралтейского моста отложат на некоторое время, теперь она пропала.
– Мы, в общем-то, и не надеялись уже, – рассказывает Владимир Зайцев, главный специалист “Мостотреста” по мостам. – Валентина Ивановна сказала нам довольно жестко: “Хватит мне про Дворцовый мост говорить”.
Как сообщалось накануне совещания, после обсуждения во всех профильных комитетах, которые так и не пришли к единому мнению, последнее слово оставалось за губернатором. Возможно, она его и сказала. А может, и нет.
– Совещание такое состоялось, – сообщил Александр Коренников, пресс-секретарь губернатора, на следующее утро. – Комментировать будет вице-губернатор Алексей Сергеев.
Чем-то все это напоминало известную историю: на колхозном рынке в Энске произошел теракт. Вся ответственность возложена на “Аль-Каиду”.
– Выбранный вариант моста наиболее оптимален с точки зрения организации дорожного движения, и с той точки зрения, что появится дублер на время проведения ремонтных работ на Дворцовом мосту, и оптимален по финансированию, – рассказал вице-губернатор Алексей Сергеев.
Осталось все это чуть-чуть расшифровать. Как пояснили в аппарате вице-губернатора, проектирование Ново-Адмиралтейского моста должно закончиться в 2009 году, после чего проект пройдет госэкспертизу. Строительство должно начаться в 2010 году. К 2012 году Ново-Адмиралтейский мост будет построен, и только тогда приступят к капитальному ремонту моста Дворцового.
И если даже Дворцовый мост до этого момента не дотянет (чисто гипотетическое, бредовое предположение), то и это будет нестрашно. Ново-Адмиралтейский мост полностью его заменит, став дублером дважды. К такому выводу пришли мы, проанализировав историю проектирования Ново-Адмиралтейского моста.
Столь мощное общественное внимание к мосту удалось привлечь благодаря обсуждению трех вариантов его строительства. Последнее время варианты только и обсуждали, уйдя от вопроса – а нужен ли мост вообще.
Вариант строительства моста в створе 22-й – 23-й линий отпал, так как грозил разрушением памятнику федерального значения – Горному институту во главе с его влиятельным ректором, считающимся другом Путина. Вариант в створе 24-й – 25-й отмели – как слишком высокий и выпадающий из архитектурного контекста. Мост был очень похож на вантовый, хотя являлся разводным. Кроме того, из-за множества опор очень усиливалось течение в этом месте, что было небезопасно для судов (самая распространенная в Петербурге авария – столкновение с опорами). Строить мост решили сразу в двух створах – 16-й – 17-й линий В.О. и 18-й – 19-й линий, со стороны Васильевского острова мост будет расщепляться на два хвоста – съезд в две стороны. А между половинками хвоста образуется уютная площадь. В случае необходимости туда можно будет поставить памятник очередному герою прошлого, воскресшему из мертвых, – я бы поставил лейтенанту Шмидту, как наиболее пострадавшему мостов, в части их переименований.
В архитектурном плане мост должен быть, как обещают, приземистым, разводным и архаично-историческим: арочные пролеты с ажурным заполнением (чем-то похоже на тюлевые занавески, бывшие некогда символом благополучия).
Остается мелочь – понять, зачем вообще нужен мост в этом месте.
По ту сторону от Васильевского острова мост упрется в Ново-Адмиралтейский остров (отсюда и название), который завод “Адмиралтейские верфи” должен передать городу. На этом острове поток машин с будущего моста будет разделяться надвое и пересекать Мойку в двух местах, уходя на Английский проспект и набережную Пряжки. Но, разрядившись, те же потоки попадают в узкие вены Адмиралтейского района и снова схлопываются. Поэтому появление нового моста, на мой дилетантский взгляд, ничего не дает. Обратимся, однако, к специалистам.
– Не думаю, что мост в этом месте – такая уж насущная необходимость, – считает Владимир Зайцев. – Есть куда более актуальные узкие места. Это строительство моста в створе Большого Смоленского проспекта и ул. Коллонтай, между Финляндским железнодорожным мостом и Володарским, там сейчас очень перегружено. Необходимо срочно расширять тоннель для въезда на Литейный мост. Машины сейчас, чтобы попасть на мост, уходят с набережной к вокзалу – это дикость! Необходим Орловский тоннель. Но все эти проекты пока отложены. Что касается связи Васильевского острова и Адмиралтейского района – то рассуждения о разделении потоков имели смысл, когда был узкий мост Лейтенанта Шмидта. Ново-Адмиралтейский задумывался как его дублер. Но сейчас это бессмысленно. Благовещенский мост широченный и не загружен. И зачем делать второй на расстоянии меньше километра, непонятно. Кроме того, этот район прекрасно разгрузит строящийся Западный скоростной диаметр.
Может быть, мост построят просто для того, чтобы что-то построить, как самое дешевое из возможного?
Мост не будет дешевым. Разводной пролет в 120 метров – такого у нас еще не было, это будет один из рекордных пролетов в Европе, сравнимый только с Барселонским. А Нева – река коварная, сильные свальные течения. Конструкцию потребуется создать нетривиальную. И построить еще два моста через Мойку.
По оценкам городского правительства, Ново-Адмиралтейский мост обойдется в 7,9 млрд рублей. Неофициально в аппарате вице-губернатора Сергеева нам рассказали, что сейчас обсуждается вариант ужимания проекта до 5 млрд. В общем-то копейки, о которых не стоит говорить, если б необходимость моста была очевидностью. Но разве кто-то в ней сомневается? Ведь объяснили же нам: мост станет дублером Дворцового моста на время его ремонта. “Мостотрест”, правда, предлагал другой вариант – строительство временного сборно-разборного моста рядом с Дворцовым, как это уже было сделано при строительстве Благовещенского. Но это уже пройденный этап. Зачем повторяться? Были у нас временные мосты, теперь будут временные постоянные. Как говорит мой папа, нет ничего более постоянного, чем временное. Надо же было когда-то создать материальное воплощение этой народной мудрости.
Алексей Орешкин
____________________________________________________________
Комментарий:
Юрий Митюрев, главный архитектор Петербурга:
– Первоначально был другой вариант размещения моста – от набережной Лейтенанта Шмидта между 23-й и 24-й линиями до западного края Ново-Адмиралтейского острова. Почему отказались от прежнего места и высокого разводного пролета?
– Прежняя идея состояла в том, чтобы провести мост через промышленные зоны за пределами исторической застройки. Но и там, при повороте Невы и быстром течении судам для маневра требуется большое расстояние между “быками” (в первом проекте – 130 метров. – В. М.), а высота пролетов определялась высотой проходящих судов. Этот вариант оказался очень дорогим – порядка 10 млрд рублей.
Оптимальным признан другой, предварительно стоимостью 7,9 млрд рублей. Мост соединит участок набережной Шмидта между 17-й и 18-й линиями с выходом на центр Ново-Адмиралтейского острова, чтобы не затрагивать “гиоповские” здания. И дальше трасса пройдет по острову, через два моста через Мойку с выходом на Английский проспект и набережную Пряжки с односторонним движением по ним.
В новом месте между быками достаточно расстояния 36 метров. Сам мост – традиционный, подобно Благовещенскому, низкопролетный (с моряками договорились), имеет длину над водой – 277 метров, ширину – 32 метра. Общая длина моста порядка 400 метров, последняя цифра будет зависеть от того, какими будут развязки под мостом. В эскизе Английскую набережную предполагается соединить тоннелем с западной частью Ново-Адмиралтейского острова. Там будет либо общественная, либо жилая застройка.
– Транспорт, проехав Неву через новый мост, все равно упрется в площадь Репина и следующие за ней узкие улицы?
– Пока это так.
– Недавно появилась информация, что мост на Малой Неве через Серный остров с Васильевского на Петроградскую сторону остановлен из-за нехватки средств. А на другой мост деньги есть?
– Есть. Кроме того, ситуация с первым мостом, назову его условно Серным, разрешается. Там все дело в цене. Сейчас идет ее пересмотр с учетом снижения цен на металл, цемент и рабочую силу. На совещании специально говорилось, что мосты должны работать тремя парами: Дворцовый – Биржевой, Благовещенский – Тучков, Ново-Адмиралтейский – Серный.
– Каковы сроки проектирования Ново-Адмиралтейского моста?
– До конца 2009 года будет завершено проектирование, в марте 2010-го проект пойдет на экспертизу.
В.М.