Нужна ли Петербургу биеннале современного искусства как в Хельсинки?

Первая Хельсинская биеннале современного искусства открылась 12 июня. Это событие должно было состояться ровно год назад, но было отложено из-за пандемии. И сейчас биеннале проводится в основном для финляндской публики, а также для тех, кому разрешено или будет разрешено пересекать границы: биеннале работает по 26 сентября.

Переносить биеннале еще на год – это неизбежно потерять участников. В нынешнем, пусть и сильно ограниченном для международной публики доступе, команде биеналле удалось полностью сохранить весь пул художников, приглашенных изначально. На онлайн-превью директор биеннале Майя Таннинен-Маттила поблагодарила художников за верность.

Разумеется, несколько лет назад биеннале задумывалась как большое международное событие. Были приглашены 41 художник и арт-группы со всего мира, которые создавали произведения специально для показа на острове Валлисаари. В основном на открытых пространствах или в зданиях (например, пороховом погребе), которые сохранились от военной базы.

Хельсинская биеннале изначально позиционировала себя как фестиваль паблик-арта. Сейчас, когда в мире количество биеннале измеряется сотнями (после 250 считать перестали), каждое новое начинание в этой области должно четко определить свою нишу. Иначе потеряешься в потоке событий.

Девиз первого издания Хельсинской биеннале – «The same sea», следует понимать максимально расширительно: все мы находимся в одной лодке. Пиркко Сийтари, сокуратор биеннале, сформулировала идею так: «Арт – часть острова, остров – часть арта». Другой сокуратор Тару Таппола, представила несколько «паблик-артов».

Тадаши Кавамате создал из найденного на острове металлолома маяк Валлисаари. Временная конструкция расположена на вершине бывшей лифтовой шахты и видна с самых разных точек. В том числе, с набережной Хельсинки и острова Суоменлинна.

  • Маяк Тадаши Кавамате. Фото helsinkibiennaali

Яакко Ниемеля разместил у паромного причала инсталляцию «Quay 6». Конструкция высотой шесть метров показывает, насколько повысится уровень мирового океана в случае полного исчезновения ледникового покрова Гренландии.

  • Инсталляция Яакко Ниемеля. Фото helsinkibiennaali

Объект «Big Be-Hide» Алисии Кваде  расположен на дамбе соединяющий Валлисаари с соседним островом Кунинкаансаари (см. фото на заставке к тексту). Он состоит зеркала и расположенных по обеим сторонам от него камней. Один из них был найден на Валлисаари, второй создан руками человека. Какое место может занимать человек в окружающем его мире – об этом спрашивает художница.

Полотном для Катарины Гросс и Шуттера Сплинтера стало старое здание школы и поленья, лежащие неподалеку. После закрытия биеннале обветшавшее здание демонтируют, и место вернется природе.

  • Работа Катарины Гросс и Шуттера Сплинтера . Фото helsinkibiennaali

Некоторые работы участников биеннале будут представлены на материковой части Хельсинки. В том числе, парящая в воздухе инсталляция «1.78» Джанет Эчельман, которую можно будет увидеть на Сенатской площади в августе. На сайте www.helsinkibiennial.fi можно найти полную информацию о проекте, участниках и программу событий.

  • Инсталляция Джанет Эчельман для Сенатской площади

В Петербурге  опыт проведения Хельсинской биеннале важен для понимания, надо ли проводить здесь биеннале современного искусства. Как событие обо всем – точно не надо. Тогда о чем? В хайтеке, например, провести биеннале цифрового искусства, Петербург точно не потянет.

Предложил бы подумать о том, как связать современные практики, не обязательно, только художественные, и наследие, не только музейное и архитектурное. Главная задача проста и сложна одновременно – сделать биеннале для широкой публики.

  • Очумелая выставка в Красноярске

Кстати, именно эту задачу пытается решить XIV Красноярская музейная биеннале современного искусства, которая открывается на днях. Ее основной проект – «Очумелая выставка»: Художники разного происхождения, живущие в Берлине, прислали свои инструкции, чтобы сибирские умельцы воплотили их в материале. Эти полноценные соавторы могут ничего не знать про Вальтера Беньямина и его текст «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Они творили понятное землякам.

Вадим Шувалов