В тесных коридорах очагов самодеятельной культуры чего только не увидишь! Цветисто оформленные фирменные таблички на дверях – «Литературное объединение», «Камерный оркестр», «Танцевальный коллектив», «Изостудия»… И вдруг – огромный стенд: «Что нужно знать о коррупции».
Сначала испытываешь изумление. Потом, оглядевшись, замечаешь в двух шагах такую же, как прочие, табличку «Бухгалтерия». Ага, финансами тут все же ворочают, значит, и коррупция где-то неподалеку может притаиться… Логично. Да и вообще, разве место культуры не на передовой борьбы за социальную справедливость?
Раньше, когда коррупция, инфляция и стагнация были явлениями из чуждой нам заграничной жизни, такие стенды проходили бы по разряду наглядной агитации. Потому что агитация «за» прекрасную нашу жизнь подразумевала и ненавязчивое просвещение населения самой счастливой в мире страны насчет пороков загнивающего Запада. Сегодня эта отрасль пропаганды называется социальной рекламой. Когда вам не втюхать норовят что-то не особо нужное, а пытаются по-доброму в чем-то убедить.
Прежде всего и в конце концов – убедить в том, что там, наверху, твердо и лучше вас знают, что можно и должно писать на плакатах, транспарантах и афишных тумбах. Какой-нибудь самодеятельный одинокий пикетчик повесит себе на грудь лист бумаги с кривыми буквами «Долой!» или «Доколе?», а то еще и фамилию звонкую приплетет. Но разве не лучше, чтоб профессионал высокохудожественно исполнил плакат с чеканным текстом, например – «За коррупцию расплачивается каждый из нас!». И телефон внизу, по которому можно круглосуточно звонить, если коррупционер лег тебе поперек пути.
Можно привести примеры и помягче. Недавно проезжал мимо огромного билборда с портретом ангелоподобного ребенка и текстом: «Ребенок весь в няню? Проводите больше времени со своими детьми!» Ясно, не в одном экземпляре такой плакатище в городе существует. И если сложить средства на производство и установку мегаплакатов, наконец, приплюсовать сюда же гонорары тех, кто накреативил такой полезный совет, сумма получится немалая. И она есть в бюджете города!
Откуда берутся на все это деньги? От разумной инвестиционной политики. В прошлом году собственными глазами в метро видел плакаты с приглашением потенциальных инвесторов на международный форум. Видимо, предварительно были проведены исследования, и плакаты были развешены в поездах именно той ветки, по которой инвесторы преимущественно и ездят на работу. Чем точнее определена целевая аудитория социальной рекламы, тем вероятней успех кампании.
Вернемся все же к плакату в культурном центре. Коррупция на нем подробно классифицирована – есть бытовая и деловая, но бывает и коррупция верховной власти; очерчен четкий круг возможных взяткополучателей; перечислены даже причины высокой коррупции, и последним пунктом там – «низкий уровень участия граждан в контроле над государством».
Такую промашку культработников можно объяснить только профессиональной деформацией. Ведь это как раз их главная забота – организация самодеятельности, их «культ» – бескорыстие. А борьбой с коррупцией – да и социальной рекламой заодно – должны заниматься профессионалы. Которые четко знают, что за серьезные дела без достаточных бюджетных средств и браться не стоит.
Владимир Петров