О чем поют в современных гимнах

Гимн – это такая торжественная песня, чего-нибудь восхваляющая и прославляющая. В Петербурге кроме собственно гимна города есть много прочих гимнов – районных, микрорайонных и корпоративных. Рассмотреть, что они там прославляют и восхваляют, я решил именно сейчас, вдохновленный празднованием Дня народного единства (4 ноября).

                    Наивное искусство

Коллекцию современных гимнов я собираю с 2003 года.  Существенным свойством современной культуры является наличие своих гимнов у некоторых корпораций (вроде сети магазинов “Пятерочка” ООО “Агроторг”), у многих школ и даже детских садов. Стилистически эти гимны колеблются в узком диапазоне от бодрой дебильноватости:

Мы вместе в нашем деле
Своей добьемся цели.
Ничто нас не собьет!
Вперед, “Пятерочка”, вперед!

Работа нас сплотила.
В команде наша сила.
Единство – наш оплот.
Вперед, “Пятерочка”, вперед!

Страна нас ждет, вперед!

Мы – лидер в низких ценах,
И люди это ценят.
Удача нас ведет.
Вперед, “Пятерочка”, вперед!
……………………………….

И к цели мы с тобою
Дойдем любой ценою.
Сияй зари восход!
Вперед, “Пятерочка”, вперед!

до типично советского детсадовского оптимизма, для которого идеальным средством является четырехстопный хорей (гимн школы – детского сада № 624 Петербурга):

Может, некий ученик,
Утром долго спать привык,
Но я твердо убежден,
Не из нашей школы он

ПРИПЕВ:
Школа “Радуга” с утра,
Ждет тебя и ждет меня,
Обойди весь белый свет,
Лучше нашей школы нет!

Кстати, призыв “вперед!” (напоминающий о “Варшавянке”: “Марш, марш вперед, рабочий народ!”) объединяет гимн “Пятерочки” с гимном поселка Ново-Девяткино (музыка Е. Туруты, слова О. Коротниковой), который местами напоминает корпоративное песнопение:

Новое Девяткино!
Новый день зовет
Двигаться вперед!
Новое Девяткино – край родимый мой!
Здесь дружною живут семьей!

Во всех этих примерах авторы, не сговариваясь, тематизируют два аспекта: с одной стороны, утверждают, что обладатель гимна – лучший, лидер в своем деле, с другой стороны, как бы пробуждают ото сна, требуют энергично двигаться вперед. Предполагается, что гимн является “антиколыбельной”, исполняется с утра пораньше, когда всем еще хочется спать после вчерашнего. Иными словами, эти гимны – возможно даже помимо воли их авторов – входят в некий ритуал утреннего пробуждения, побудки. Возможно, поэтому “рассвет” упоминается в гимне Петроградского района и в песне Невского района. Гимн по-прежнему так или иначе ассоциируется с невыключаемым радио и 6 часами утра.

Во-вторых, универсальной особенностью гимнов является их природа как разновидности фольклора, причем несмотря на наличие авторов. А главной фольклорной особенностью является, конечно, связь с неким обрядом. Если гимн детского сада и сети магазинов “Пятерочка” связан с обрядом побудки, подъема, то гимны районов Петербурга тесно связаны с обрядом восхваления района.

Тема любого гимна – это безудержная “хвала району”, перечисление преимуществ проживания в данном районе, объяснение ему в любви, информация о его славной истории и т.д. Этот набор топосов традиционен. Обязательная похвала роднит гимны с не менее древним жанром – эпитафией, в которой похвалы доставались покойнику. А также с рекламой типа: “От Парижа до Находки / “Омса” – лучшие колготки” (народная переделка: “… Нет напитка лучше водки”).

Кроме того, как и положено фольклору, гимны предназначены для распевания, но не для чтения. Это существенная деталь, поскольку при медленном чтении практически ни один из этих текстов не выдерживает критики. Это означает, что тексты создают впавшие в детство представители народа не для профессионального анализа, а для исполнения и наивного восприятия в торжественной обстановке массовых районных мероприятий, когда надо по команде районного начальства симулировать всеобщее счастье, исходя из контекста ситуации. И делать соответствующее лицо – благообразно-радостное и ослабленное в умственном отношении – такое, какое нравится начальство.
То есть гимны, о которых идет речь, это разновидность наивного искусства, вроде картин Пиросмани. В данном случае я сужу только о текстах, поскольку мелодию слышал лишь одну – песни Красногвардейского района. Она на редкость невыразительна, не рождает никаких эмоций и похожа на сотни аналогичных. Мелодия обслуживает стихотворный размер, а доминирует ритм.

                     Гимн строителей. Тема труда

Именно с этого гимна началась моя коллекция, поэтому у меня к нему особое чувство. Он стал победителем конкурса, который проводился Администрацией Санкт-Петербурга совместно с Союзом композиторов в августе 2002 – марте 2003 г.

20 марта 2003 г. итоги конкурса были подведены в международном пресс-центре, гимн Н. Голя (слова) и Е. Рушанского (музыка) назван “Петербург – наш общий дом”; презентация намечалась на 22 апреля 2003 г. в связи с открытием выставки “Интерстройэкспо” (см.: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. № 11. 24 – 30 марта. С. 26). Однако точных сведений о том, была ли презентация, нет. 

В жизни мы не гости и не зрители
И не зря горды своим трудом.
Мы санкт-петербургские строители,
Петербург – наш общий дом.
Нам недаром деды завещали
Истину, с которой не сойти:
Чтобы стены в доме помогали,
Надо эти стены возвести.
Зданье без строителей не строится,
Кладка не рождается сама.
Словно на парад рядами строятся
Петербургские дома.
Мчатся дни – но мы всегда в начале
Трудного и славного пути.
Чтобы стены в доме помогали,
Надо эти стены возвести.

Присутствуют главные признаки гимна: гордость строителей за свой труд и похвала самим себе. Таков, кстати, любой профессиональный или корпоративный гимн. После первого исполнения гимн строителей был забыт и не исполнялся ни разу. 
Кстати, тема труда не забыта и авторами других гимнов, например, в гимне поселка Ново-Девяткино прямо говорится:

За северной чертою городской
Живем мы в единении с природой
Большой новодевяткинской семьей,
Где ТЭЦ тепло и свет дает народу.

Турбины наши знает вся страна,
Сплотил завод немало поколений.
Мы помним ветеранов имена,
Былых свершений не стирает время!

А М. Лейкин в гимне Невского района сформулировал немного двусмысленно:

Внедряя петровский проект,
Мой прадед заводы здесь ставил.
Гремел  Шлиссельбургский проспект
На Невской рабочей заставе.

Все-таки хочется уточнить: прадед был владельцем заводов или их строителем? То есть подтекст тут пролетарский или капиталистический?
В целом же надо заметить, что тексты гимнов в политическом смысле универсальны: хотя больше напоминают об эстетике социалистического реализма с его агитацией за счастье, годятся и для социализма, и для капитализма. Политический унисекс.

                     Топосы любви и счастья

Как удалось выяснить, гимны сейчас имеют Калининский, Московский и Петроградский районы, а также поселки Песочный (входит в Приморский район) и Ново-Девяткино (относится к Лен. области). В ряде районов (Красногвардейский, Красносельский, Невский, Фрунзенский) утвержденного гимна нет, но есть песни, регулярно исполняющиеся на районных торжественных мероприятиях (добыть песни Красносельского и Фрунзенского районов пока не удалось). Есть ряд районов (Адмиралтейский, Василеостровский, Центральный и др.), где вообще не проявили интереса к этому виду фольклора.
Для всего сказанного наиболее характерен гимн Калининского района (музыка Ф. Клибанова, слова Л. Алексеева; впервые исполнен в июле 2007 г.):

Хорошо, когда с тобою в жизни рядом верный друг,
И Калининским районом ты гордишься, Петербург.
Здесь твоя куется слава, и турбин звенит металл.
Здесь надежный щит державы, щит отчизны – “Арсенал”.

Припев:
Район Калининский, Калининский район.
Слова любви к тебе летят со всех сторон.
Трудом великим пишешь яркие страницы
Ты в книгу славы Северной столицы!!!

Голос друга сердце слышит, если песня для души.
Поднимаются все выше новостроек этажи.
У Финляндского вокзала, у крылатых невских вод
Нас феерия фонтанов за мечтою вдаль зовет…

Припев.

Для улыбки нет границы и грустить нам не резон.
Мы же в Северной столице самый северный район.
И для нас он самый лучший, и в мороз и в летний зной.
Наш Калининский могучий уголок земли родной.

Припев.

Семистопный хорей украшен логическими несобразностями: почему, скажем, “грустить нам не резон”, если мы – “самый северный район”? А южным районам надо грустить?.. В финале – очевидная стилистическая ошибка – оксюморон “могучий уголок”. Зато есть все необходимые признаки: похвала (“трудом великим пишешь яркие страницы”), упоминание любви (доведенная до абсурда строка-симулянтка “слова любви к тебе летят со всех сторон”) и перечисление предметов гордости – от завода “Арсенал” до фонтанов на площади Ленина.
Гимн Московского района (музыка и слова М. Лихачева) так же прямолинейно трактует похвалу району. В припеве прямо говорится: “любимый район со мной”:

Пролетают года, пролетают года,
Но я счастлив своею судьбой –
И в суровые дни,
И в счастливые дни,
Мой любимый район со мной.
Провожая закат
И встречая рассвет,
Я иду за своею мечтой,
И холодной зимой,
И цветущей весной
Мой любимый район со мной.

Перепады жизненных обстоятельств и температур наружного воздуха – все нипочем, если находишься в любимом Московском районе. Тут всегда тепло и уютно, а лирический герой, от лица которого написана песня, все куда-то идет – “за своею мечтой”, правда, не выходя за границы района… Кстати, сильно подозреваю, что прототекстом являлся “Сурок” на стихи Гете (перевод С. Заяицкого), только вместо “моего сурка” – “мой район”:

По разным странам я бродил
И мой сурок со мною,
И весел я, и счастлив был,
И мой сурок со мною!
………………………….
Кусочки хлеба нам дарят,
Сурок всегда со мною.
И вот я сыт, и вот я рад,
И мой сурок со мною.

Наивная поэзия сильна и любопытна именно своими прототекстами.
В гимне Петроградского района (музыка А. Московского, слова Л. Новиковой, впервые исполнен 14 июня 2008 г.), район назван “петербургским сердцем”. Далее говорится о счастье жить и работать тут:

Петербургская гордость – Петроградский район!
Кто хоть раз побывал здесь, тот навеки влюблен.
Счастье – жить и работать на твоих островах!
И слагаются сами дорогие слова:
“Сторона Петроградская, развивайся, цвети!
Мы душой с тобой связаны, чтоб по жизни идти.
И за это безмерно благодарны судьбе.
Сторона Петроградская, честь и слава тебе!”

Причем, как и в гимне Калининского района, перечисляется, чем район важен и ценен для Петербурга в целом:

Знаменит он по праву, Петроградский район!
Для великой державы честно трудится он.
Институты и вузы, Ботанический сад…
И огни телевышки каждый вечер горят.

В песне Красногвардейского района также говорится о любви к району, который молод и красив:

Петербург, мой город европейский,
Там, где Охта встретилась с Невой,
Раскинулся район Красногвардейский,
Он молод и красив, как мы с тобой.

Припев:
Малая Охта, Большая,
Ржевка и Пороховые,
Красногвардейский, в тебя я
Снова влюблен, как впервые.

                    Топос гордости

В гимне Калининского района указывается, что Петербург гордится Калининским районом, в гимне Петроградского он прямо назван “петербургской гордостью”. А в песне Красногвардейского района Петербург, как легко догадаться, гордится Красногвардейским районом (финальный вариант припева с измененным вторым двустишием):

Малая Охта, Большая,
Ржевка и Пороховые,
Город гордится и знает:
Мы часть великой России.

Районный патриотизм – обязательное свойство районного гимна, хотя, как в рекламе товаров, запрещено ругать чужие районы, но только хвалить свой. Поэтому надо во что бы то ни стало найти резоны. В песне Невского района в припеве говорится:

Отсюда к нам утро является в город,
Нева начинает державный разгон…
Он Санкт-Петербургу особенно дорог,
Далекий и близкий, мой Невский район!

Обсуждать, почему Невский район особенно дорог Петербургу (видимо, потому, что это восточная сторона города, на востоке встает солнце и потому из Невского района на Петербург исходит свет, а возможно, и просветление), как я уже указал, некорректно: такие симулятивные произведения надо воспринимать с нерассуждающей непосредственностью, поэтому последний куплет песни и вовсе лишен смысла. Это “средне-поэтический” советский язык, состоящий из штампов, иногда с более, иногда с менее явной опорой на классику (“державный разгон” – “державное теченье”), которые надо глотать целиком, не раздумывая и не расчленяя этот доморощенный амфибрахий на составные части. Потому что найти более заезженное сравнение, чем звенящая струна (для гениальной рифмы струна – страна), а заодно объяснить, почему в Невском районе звенит именно дорога, – невозможно:

Дорога звенит, как струна,
Но ей не дано оборваться,
Ведь знает родная страна –
Мы – питерцы, мы – ленинградцы!

Если Петербург гордится своими районами, то жители поселка Ново-Девяткино гордятся тем, что живут именно тут:

Пусть каждый день становится светлей.
И все новодевяткинские дети
Гордятся малой Родиной своей,
За их судьбу сегодня мы в ответе!

Эту же тему развили и авторы гимна поселка Песочный (Н. Бернадюк и Е. Жирова):

Здесь история хранится,
Вправе можешь ты гордиться.
Поколений вереницы
Сберегли любовь к тебе.
 ……………………………
Пусть пройдут еще столетья,
Пусть гордятся наши дети.
Мы – истории частица,
Пусть запомнят наши лица.

Опять-таки не надо обращать внимание на неграмотную строчку: “Вправе можешь ты гордиться”. Потому что сверхзадача гимна поселка Песочный, ассоциирующегося у абсолютного большинства с НИИ онкологии, создать, напротив, образ радостный, лучезарный:

Мой поселок родной,
Ты наполнен детским смехом.
Мы живем одной судьбой,
Все здесь есть для человека.

Действительно, есть всё: не только НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова, но еще и НИИ рентгенологии и радиологии… Это четверостишие можно рассматривать как оптимистическое изложение знаменитого пушкинского:

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.